Пальчиковые гимнастики для детей 4 5 лет
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Пальчиковые гимнастики для детей 4 5 лет

Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет

Бальзамова Наталья Григорьевна
Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников

Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.)

Лучше маму поищи. (Можно использовать резиновые игрушки.)

«Киса, кисочка, кисуля! — (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)

Позвала котенка Юля. —

Не спеши домой, постой!» —

И погладила рукой.

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

Солнце светит очень ярко, (Соединить прямые пальцы рук).

И ребятам стало жарко. (Расслабить руки от локтя)

Достаем красивый веер — (превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.)

Пусть прохладою повеет.

Раз, два, три, четыре, пять! (Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.)

Будем пальчики считать

Крепкие, дружные, (Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.)

ВСЕ ТАКИЕ НУЖНЫЕ:.

Тише, тише, не шумите, (Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.)

Наших деток не будите! (Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя).

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

Большой палец встал один. (Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.)

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!» (Широко расставить пальцы в стороны.)

На работу им пора.

ПАЛЬЧИКИ:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке —опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой, начиная с большого.)

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ:

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)

ПОВСТРЕЧАЛ ЕЖОНКА ЕЖ:

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)

Покажи уменье другу,

Покрутись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

— Что стряслось у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)

Улетай под облачко.

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)

Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

И дальше полетели.

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.)

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики Машина Би — би — би — гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) Тук — тук — тук — мотор стучит. (ритмично.

Картотека пальчиковой гимнастики Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены,.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Карточка № 1 Пальчиковая гимнастика «Зима» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Снег ложится на дома, (Руки.

Картотека пальчиковой гимнастики и физминуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада Картотека пальчиковой гимнастики и физ. минуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада с резинками.

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет Здравствуй, детский сад!» «Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ.

Картотека пальчиковой гимнастики по потешкам, стихотворениям и сказкам для детей с 2 до 3 лет «Курочка Ряба»Жили-были дед да баба. (Поворотные движения кистями рук) И была у них Курочка Ряба. (Упражнение «Клювик») Снесла курочка.

Картотека пальчиковой гимнастики средняя группа Сентябрь. Комплекс № 1 «Дружба» Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг.

Картотека пальчиковой гимнастики в старшей группе «Дружные пальчики» — Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) — С этим пальцем в лес ходил. — С этим пальцем.

Картотека пальчиковой гимнастики в подготовительной группе Тема пальчиковой гимнастики Примеры игр и упражнений «Семья» «Бабушкин кисель»: выполнять имитирующие движения кистями рук (варим кисель,.

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Друзья — садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

Читать еще:  Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку — кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас — беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся — сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел —
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в «улей».)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы — порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду: картотека воспитателю и родителям

Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения. Поэтому специально для вас мы подобрали картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома.

Как играть в пальчиковые игры?

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.

  • Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
  • Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
  • Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
  • Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

Детские пальчиковые игры про семью

Семья

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

Моя семья

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Моя семья

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Читать еще:  Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет

Игры про домашние заботы и обязанности

Помогаю маме

Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Мамины помощники

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

Моем посуду

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
— Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
— Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
— Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игры для пробуждения ребенка

С добрым утром

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Игры о времени суток

Часы

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать,
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Разные детские пальчиковые игры

Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Пальчиковая гимнастика для детей

Развитие умственных способностей ребенка напрямую зависит от развития моторики рук. Это связно со строением коры головного мозга человека: речевые зоны расположены рядом с зоной, отвечающей за движение рук.

Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу восторгов, а пальчиковая гимнастика для детей в стихах будет способствовать развитию памяти и усидчивости.

Такое занятие отличный способ отвлечь малыша в дороге, поиграть с ним, научить новым словам, заинтересовать и поработать над усидчивостью.

Давайте подробнее остановимся на пользе тактильных игр для самых маленьких и для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?

Маленький ребенок познает мир с помощью игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее малышу. В Китае и Японии с древних времен используют акупунктурную технику: активация точек на теле человека, которые связаны с нервной системой и внутренними органами. На подушечках пальцев и в целом на кистях рук таких точек очень много. Поэтому при занятиях гимнастикой идет не только умственное развитие малыша, но и укрепление здоровья.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой?

Занятия с малышом можно проводить в любое время и в любом месте, постепенно усложняя и увеличивая количество движений. Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет должна быть направлена на развитие не только тактильных ощущений (как для младенцев), но и на развитие творчества. В этом возрасте ребенок уже будет сам проявлять инициативу, менять правила игры, придумывать персонажей. Поддержите его в этом, придумайте вместе с ним веселые истории и стихи.

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет способна пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. В этом возрасте воображение ребенка уже достаточно сформировано, и он может сам придумывать игры, новые движения и т.п.

Давайте рассмотрим этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка.

  1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.
  2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.
  3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.
  4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.
  5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.
  6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.
Читать еще:  Художественная гимнастика для детей с 4 лет

Постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию, и подготавливают ребенка к обучению в школе.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Пальчиковая гимнастика для детей 4 — 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи. Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.

Преимуществом гимнастики для пальцев и рук можно назвать то, что для ее проведения не требуется особенных навыков и умений. Любой взрослый человек сможет заняться таким видом деятельности с малышом. Есть только одно очень важно условие для успеха: регулярность. Если регулярно уделять занятием 15-20 минут, результаты будут потрясающими.

Начинайте заниматься с младенчества, не бросайте занятия, усложняйте, проявляете творчество и заинтересовывайте ребенка.

С уверенностью можно сказать, что результаты такого развития порадуют и взрослых и детей.

Пальчиковые игры

Автор: admin · 3 февраля, 2020

Для быстрого перехода нажмите на название раздела:

В настоящее время сложилась устойчивое направление раннего развития детей. Современные мамы уделяют этой тенденции повышенное внимание. Каждая мама желает, чтобы ее ребенок вырос умным, сообразительным, здоровым и благоразумным человеком.

И поэтому, маленькие детки, посещают бассейн, танцевальные студии и развивающие занятия. Там они развивают мелкую и крупную моторику, ловкость, логику, координацию движений и т.п.

Помимо посещения кружков, есть еще отличный способ развивать своего ребенка. Этот способ заслуживает внимания. Это пальчиковые игры.

Есть прямая связь между руками и мозгом человека, чем больше ребенок разрабатывает пальчики, тем скорее происходит развитие его мозга.

Обратите внимание, у новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки. А когда ребенку вкладываешь в его ладошку свой палец, он обязательно схватит и сожмет его. Все эти действия у малыша получаются рефлекторно. Далее при формирования мозга, этот рефлекс превращается в способность держать и отпускать. Чем больше раз малыш делает хватательные жесты, тем он лучше умственно развивается. Все действия, которые ребенок совершает руками, оказывают положительное влияние на его ум.

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

Обычно, начиная с первых дней рождения, малыша легонько массажируют, напевая в процессе занятия всевозможные песенки, осторожно раскрывают ладошку, и слегка поглаживают каждый пальчик, затем ручки, ножки, спину и живот. И уже к 4 месяцам, перед каждодневной процедурой, ребенок сам будет протягивать вам свои ладошки.

Массаж пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи формирую чувство ритма.

Противопоказаний для пальчиковых игр не существует. Очень важно, чтобы малыш пробовал играть бусами, мешочками, наполненными крупой, коробочками с различными отверстиями, рвал бумагу и т.п. Надо сделать так, чтобы каждая очередная фантазия мамы стала для ребенка удовольствием.

Пальчиковые игры для детей.

1. Массаж или самомассаж пальчиков в стихотворном сопровождении.

30 упражнений для самомассажа

Еще больше про массаж мячиками

2.Пальчиковая гимнастика.

Еще больше про пальчиковую гимнастику ознакомьтесь тут

3. Пальчиковое рисование.

Рисование способствует развитию креативных резервов ребенка,улучшает мелкую моторику пальцев рук. С помощью пальчикового рисования малыш получает новые тактильные и визуальные ощущения, что содействует расширению кругозора ребенка.

Шаблоны для пальчикового рисования возьмите тут

4. Пальчиковый театр или пальчиковые игры сказки.

Этот процесс развития построен на базе ролевых игр. Из половинок «киндера» либо же из бумаги можно смастерить мордашки излюбленных сказочных персонажей и инсценировать сценки из сказки. Причем, привлекать и кроху к такой незамысловатой игре. Удержать «киндер» на кончике пальца очень даже не просто, без тренировки здесь не обойтись. Вот поэтому, и сами пальчики, и речевое развитие, и память, и логика, и еще очень многое можно развить при помощи детских пальчиковых игр.

Скачать шаблоны для пальчикового театра + Стихи для спектакля

5. Шагаем пальчиками.

«Пальчиковые шаги» — это игра ориентированная на улучшение взаимосвязи движений кистей и пальцев рук. Сначала взрослый пусть пройдет путь пальчиками, чтобы потом, если потребуется, помочь ребенку. Здесь представлены упражнения как для левой, так и для правой руки. Начните заниматься с упражнений для ведущей руки, а после позанимаетесь другой рукой.

Пальчиковые шаги все упражнения

6. Расскажи или покажи стихи руками.

Разучивание стихов + пальчиковая гимнастика способствуют не только развитию речи, а так же улучшению внимания и воспитывают эмоциональную выразительность. Сначала сами прочитайте стих и рассмотрите жесты. Потом вместе с ребенком, Вы читаете стих и показываете соответствующие жесты, то есть «рассказываете» стих руками, а ребенок должен повторить. Обычно такие занятия нравятся детям, потому что в них совмещен и рассказ увлекательной истории, и движение. А движение, как известно, просто необходимо ребенку в дошкольном возрасте.

Скачайте бесплатно книги «Расскажи стихи руками»

7. Театр теней.

Создайте теневой театр своими руками. Складывайте пальцы в определенную комбинацию и у Вас получатся различные персонажи, звери, птицы, все это сопровождайте стихами, или повествованием сказки. И будет настоящий театр теней. Еще Вам понадобится: Источник света (настольная лампа) и Белый экран (белая ткань без рисунка).

Еще больше комбинаций

Веселые тени своими руками Вечером, когда стемнеет, включите волшебную лампу и направьте её на стену. Встаньте у стены так, чтобы ваши руки размещались в луче света.

8.Дидактическая игра «Попробуй повтори»

Игра будет интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, взрослым эта игра тоже очень понравится. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен повторить положение рук, или пальцев, или позу, что увидит на картинке. Эта игра так же развивает внимание, и улучшает реакцию. Игра проста, понятна и увлекательна.

Все варианты игры смотрите тут

9. Пальчиковые игры с карандашом.

10.Пальчиковые игры с предметами.

Предметы могут быть самые различные: шишки, катушки от ниток, орехи, мячики, линейки и прочие. Можно перебирать крупы, выкладывать узоры или фигуры из шнурков, нанизывать бусины. Можно использовать игрушки «тренажеры» из магазина: шнуровки, рамки-вкладыши, с прищепками, головоломки. Выбирайте игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка.

Отличный развивающий мультик, на тему пальчиковых игр с предметами, разработала учитель – логопед Вдовина Елена Викторовна

Предлагая разнообразные упражнения по развитию мелкой моторики, дайте ребенку возможность выбирать задания самому. А к остальным заданиям, которым он не проявляет интерес, всегда можно вернуться и заинтересовать его.

Играйте с удовольствием и развивайтесь!

Audio CD. Пальчиковые игры и физкультминутки.

Музыкально-поэтическая программа содержит четыре раздела: пальчиковые игры, дыхательные, музыкально-игровые и опорно-двигательные упражнения.

Развивает образно-пространственное мышление, память, слух, ритм, мелкую моторику, способствует нормализации дыхания, стабилизирует гиперактивность, снимает усталость и мышечное напряжение, даёт возможность весело и с пользой провести время отдыха.

Смотрите так же:

  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
    РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ
  • ИГРАЕМ В ШКОЛУ
    ПОДГОТОВКА
    ПЕРЕЙТИ
  • СГИБАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ
    ПЕРЕЙТИ
  • РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
    ПЕРЕЙТИ
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector