Оздоровительная гимнастика для детей
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Оздоровительная гимнастика для детей

Оздоровительная гимнастика в семье

Вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым. Тогда начинайте день с утренней гимнастики, которая пробуждает, заряжает бодростью на целый день, помогает правильному перевариванию пищи, лучшему усвоению нового материала на занятиях, дисциплинирует ребенка на целый день.

Ежедневные упражнения помогут ребенку развить двигательные навыки и умения, укрепить осанку. У ребенка вырабатывается сила воли, твердость характера, уверенность в движениях, желание быть лучшим. Если энергию ребенка вовремя направить на развитие движений, то через некоторое время он сам заметит, что его мышцы наливаются силой, движения стали быстрыми и уверенными.

Предлагаю вам несколько советов для занятий с детьми:

  1. Разминка — бег, ходьба на месте и в движении, если позволяет площадь.
  2. Повороты, наклоны головы.
  3. Упражнения для рук плечевого пояса.
  4. Упражнения для туловища.
  5. Упражнения для ног.
    Упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа).
  6. Прыжки с переходом на ходьбу.
  7. Упражнения на дыхание.

Для детей 4-5 лет — 6-8 мин., 5-6 лет — 8-10 мин., детей 6-7 лет — 10-12 мин.

Хорошо включать в утреннюю гимнастику упражнения с предметами — это повышает интерес к физическим упражнениям, развивает у детей двигательные навыки, укрепляет отдельные группы мышц.

В гимнастике должны присутствовать упражнения для развития всех групп мышц: упражнения на гибкость, упражнения для укрепления мышц рук, туловища, ног.

Также не забывайте о дыхательной гимнастике, точечном массаже. Точечный массаж — элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей осознанно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Для детей 4-5 лет:

Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь).

  1. Соединить ладони и потереть ими о другую до нагрева.
  2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
  3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
  4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
  5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

Второй комплекс (декабрь, январь, февраль).

  1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну о другую поперек. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательными пальцами массировать ноздри.
  4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами («примазывать, чтобы не отклеились»).
  5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
  6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь («сдуваем снежинку с ладони»).

Третий комплекс (март, апрель, май).

  1. «Моем» кисти рук.
  2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
  3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
  4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
  5. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Также можно использовать массаж биологически активных точек для профилактики простудных заболеваний со словами, например, «Снеговик».

Раз— рука, два— рука.
(Вытягивают вперед одну руку)
Лепим мы снеговика.
(потом — другую. Имитируем лепку снежков)
Три— четыре, три— четыре,
(Поглаживают ладонями шею)
Нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа
(Кулачками растирают крылья носа).
Угольки найдем для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо,
(Приставляют ладони ко лбу)
Пусть смеется он у нас.
(»Козырьком» ладони и растирают лоб)
Семь и восемь, семь и восемь—
(Поглаживают колени ладошками)
мы плясать его попросим.

Для детей 5-7 лет:

Точечный массаж и дыхательная гимнастика.

Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь).

  1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
  2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
  3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней», перегородку носа.
  4. Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
  5. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
  6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцами), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
  7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Второй комплекс (декабрь, январь, февраль).

  1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
  4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
  5. Растирать за ушами.
  6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
  7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки».

Третий комплекс (март, апрель, май).

  1. «Моем» кисти рук.
  2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.
  3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
  4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
  5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
  6. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
  7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Можно проводить игровой момент «Логоритмика» после разминки, для того чтобы сконцентрировать внимание детей на выполнении общеразвивающих упражнений, в то же время это маленькая разминка для пальцев рук.

«Замок».

На двери весит замок,
(Ритмичные, быстрые соединения пальцев в замок)
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
(Руки потянуть в разные стороны)
Покрутили,
(Движения кистями рук к себе и от себя)
Постучали.
(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней)
И открыли!
(Постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны).

Комплексы дыхательной гимнастики для часто болеющих детей дошкольного возраста

  1. «Каша кипит».
    И.п. — сидя на скамейке (стуле) поднять руки вверх (вдох), медленно опустить руки вниз (выдох) с произношением звука «ш -ш-ш» до полного выдоха. Проделать 5 -6 раз. Руки опускать прямые.
  2. «Комарик».
    И.п. — сидя верхом на скамейке, руки положить на талию. Сделать вдох, затем повернуть туловище вправо (выдох), на выдохе произнести звук «з-з-з» (подражание звуку комара) до полного выдоха, после этого вернуться в и.п. (вдох) и то же движение повторить в левую сторону. Повторить движение в каждую сторону 4 — 5 раз.
  3. «Труба».
    И.п. — сидя на скамейке, кисти рук сложить в трубочку, поднести ко рту, вздохнуть и медленно удлиненно выдохнуть с громким подражанием звуку трубы «п-ф-ф-у» (до конца выдоха). Повторить 4 — 5 раз.
  4. «Катание мяча».
    И.п. — стоя, ноги широко расставлены, взять в обе руки большой резиновый мяч, поднять его вверх, затем опустить и толчком покатить вперед по полу (выдох). На выдохе громко произнести «б-а-хх». Повторить 7- 8 раз.
  5. «Насос».
    И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, наклонить туловище в сторону, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины, при этом надо громко произнести звук «с-с-с» (выдох), выпрямиться (вдох), то же движение в другую сторону. Повторить 7-8 раз
  6. «Рубка дров».
    И.п. — стоя, ноги расставлены в стороны. Поднять руки вверх (пальцы переплести вместе) — вдох, нагнуться вперед (удар топором до полного выдоха). На выдохе произнести протяжно «у-х-х-х». Повторить с небольшими интервалами 4-5 раз.
  7. «Партизаны».
    И.п. — о.с. Медленная ходьба с медленным подниманием с колен. Вдох и выдох через нос. На выдохе произносить звук (рот закрыт) «м-м-м». Вдох делать на 2 шага, выдох на 4 шага. Общая продолжительность ходьбы 1-2 минуты.
  8. «Поспешим». Продолжение предыдущего упражнения. В руках палка («ружье»). Дыхание произвольное. Постепенная ходьба переходит в бег (30 сек.) Постепенно бег переходит в ходьбу, дыхание произвольное.
  9. Отдых на скамейке и подготовка к игре «Мыльные пузыри». Пускание пузырей (3 -5 мин.)
  1. «Ворона».
    И.п. — сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох).
    Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произнести «к-а-а-р-р». Повторить 3-4- раза.
  2. «Гуси».
    И.п. — сидя, руки к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произнесением «г-а-а» или «г-у-у», «г-о».
    Повторить 4-5 раз.
  3. «Жук летит».
    И.п. — сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, вернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад (на пояс). На выдохе подражание звуку летящего жука «ж-ж-ж», вернуться в и.п., сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе «ж-ж-ж». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
  4. «Аист».
    И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
  5. «Журавль».
    И.п. — ноги вместе, руки внизу. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить «у-у-у-р-р-р». Повторить 4 раза.
  6. «Игра в мяч».

И.п. — стоя, ноги расставлены в стороны. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить «б-р-у-х-х». Сделать 5-6 бросков.

  • «Коршун».
    И.п. — стоя, ноги вместе. Руки на голове (вдох). Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени (выдох). Склониться в комочек. Длительно выдохнуть с произнесением звука «ф-ф-ф».
    Повторить 3-4 раза.
  • «Птица летит». Быстрая ходьба и бег по комнате (15 — 20 сек.).
    Руки расставлены в стороны — движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.
  • «Заблудился».

    И.п. — ноги вместе, руки сложить рупором, вздохнуть. На выдохе громко и протяжно прокричать «а-у-у-у». Повторить 3-4 раза.

    1. «Вырастим большими».
      И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох), опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). На выдохе произнести «у-х-х-х».
    2. «Регулировщик».
      И.п. — стоя, ноги вместе. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р» (подражание свистку милиционера). Повторить 4-5 раз.
    3. «Косец».
      И.п. — стоя, ноги расставлены в стороны, в руках гимнастическая палка (держать как косу). Повороты туловища вправо и влево (движение косца). При повороте в одну сторону вдох, в другую выдох. Движения плавные. На выдохе громко произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 5-6 раз.
    4. «На турнике».
      И.п. — стоя, ноги вместе. В обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Выдох удлиненный, звук «ф-ф-ф». Повторить 5-6 раз.
    5. «Сбить кеглю».
      И.п. — стоя, ноги расставлены в стороны. Взять в руки резиновый мяч, поднять его над головой (вдох), опустить вниз, катить вперед по полу, стараясь сбить стоящие на другом конце комнаты кегли (вдох). На выдохе громко произносить звук «с-с-с-с». Повторить 8-10 раз.
    6. «Бревно пилить».
      И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука согнута в локтевом суставе, пальцы собраны в кулак. Движение рукой вперед и назад (подражание движению пильщика). Движение назад — вдох, движение вперед — выдох. На выдохе громко произносить звук «с-с-с». Повторить 5-6 раз попеременно каждой рукой.
    7. «Птицы кричат».
      И.п. — ноги вместе. Поднять руки в стороны и повернуть их ладонями вверх (вдох), медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звуки «г-а-о-о» или «г-у-у-у». Повторить 5-6 раз.
    8. «Лягушка прыгает».
      И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Вздохнуть, сделать прыжок двумя ногами вперед с одновременным выдохом и произнесением «к-в-а-а». Сделать 10-15 прыжков.
    9. «Свисток».
      И.п. — сидя на скамейке. В одной руке кружка с водой, в другой — пластмассовая трубочка (коктельная). Выдох через трубочку в воду с произнесением звука «у-у-у-у». Повторить 6-8 раз.

    Выработать устойчивость к ветровым воздействиям и сквознякам, которые в значительной мере определяют экстремальность северных регионов, можно с помощью воздушного душа. Во время этой закаливающей процедуры теплообмен идет более интенсивно, благодаря чему повышается устойчивость детского организма не просто к охлаждению, но и к воздействию мощных ветровых потоков. Необходимый для такого душа поток воздуха можно получить с помощью обычного бытового вентилятора типа «Апшерон». Закаливание устанавливается в комнате при температуре 18-20ºС, так чтобы его лопасти находились на уровне грудной клетки. Продолжительность охлаждения тела спереди и сзади одинакова.

    По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

    Оздоровительная гимнастика для детей 3 7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

    В пособии представлены комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–7 лет. Приводятся разнообразные игровые задания и игры малой подвижности. Упражнения подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников разных возрастных групп, с учетом специфики условий, места проведения (зал, площадка) и времени года.

    Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, методистам физического воспитания детей, родителям.

    Людмила Ивановна Пензулаева — Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики 1

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–4 лет 1

    Осенний период 1

    Зимний период 3

    Весенний период 4

    Летний период 5

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 4–5 лет 7

    Осенний период 7

    Зимний период 8

    Весенний период 10

    Летний период 11

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет 13

    Осенний период 13

    Зимний период 15

    Весенний период 17

    Летний период 18

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 6–7 лет 20

    Осенний период 20

    Зимний период 22

    Весенний период 23

    Летний период 25

    Людмила Ивановна Пензулаева
    Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

    Введение

    Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т. д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.

    Ходьба и бег в начале гимнастики – это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног.

    Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объему и значимости). Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

    Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений воспитателем должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формировании свода стопы ребенка.

    Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности [1] служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.

    В заключение комплекса, как правило, проводится ходьба в умеренном темпе или несложное игровое задание для приведения всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние.

    В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, условий и места проведения оздоровительной гимнастики (зал, площадка, лужайка, парк) можно вносить в комплексы изменения и дополнения. Главное, чтобы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.

    Предлагаемые в пособии комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–7 лет разработаны с учетом специфики проведения упражнений в осенний, зимний, весенний и летний периоды.

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–4 лет

    Дети четвертого года жизни достаточно уверенно выполняют упражнения в ходьбе и беге, иногда с хорошей координацией движений рук и ног. Однако у большинства детей во время ходьбы руки прижаты к туловищу и походка в основном шаркающая. Темп ходьбы еще неравномерный, с неодинаковой длиной шага. В беге согласованность движений рук и ног несколько лучше, чем в ходьбе. Это связано с тем, что быстрый темп передвижения для ребенка более характерен, чем медленный, однако и в беге координация движений еще несовершенна. Малыши бегут на всей стопе, работа рук выражена нечетко.

    Предлагаемые упражнения направлены на освоение ходьбы и бега – в колонне по одному, по кругу, с остановкой по сигналу воспитателя, с выполнением различных заданий, с изменением направления движений. Все эти двигательные задания в ходьбе и беге развивают ориентировку в пространстве, умение реагировать на сигнал воспитателя, приучают к совместным действиям с другими детьми и т. д.

    Гимнастические упражнения общеразвивающего характера проводятся с предметами и без них. В начале обучения целесообразно построить детей в круг, шеренги, около предметов, которые будут служить для них ориентиром правильного построения.

    Воспитатель следит за тем, чтобы все дети занимали правильное исходное положение: именно оно определяет физическую нагрузку на различные группы мышц. Исходные положения разнообразны – стоя, сидя, в стойке на коленях, лежа на спине и животе (при условии занятий в помещении). Важна и последовательность перехода от одного исходного положения к другому. Так, для перехода из исходного положения стоя в положение стойка на коленях дети должны спокойно присесть и затем плавно опуститься (не ударяя колени о пол). Для перехода из положения стоя в положение лежа предлагается сначала поставить ноги поближе, плавно опускаясь присесть, а затем уже лечь. В положении стоя для малышей, как правило, используют две позиции ног: на ширине ступни и на ширине плеч.

    У детей 3–4 лет крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой, но в то же время им вполне доступны упражнения в поднимании рук в стороны, вверх, наклоны, приседания, что воспитывает навык владения своим телом.

    Воспитатель должен выполнять упражнения вместе с детьми, показывая, поясняя их и задавая тем самым правильный темп. Наклоны и приседания педагог может делать вместе с детьми 2–3 раза, а далее малыши выполняют их самостоятельно, следуя его указаниям.

    Ритм прыжков обычно задается музыкальным сопровождением или ударами в бубен (хлопки в ладоши или четкое произнесение слов «раз-два» и т. п.). Несколько прыжков вместе с детьми выполняет педагог, а в паузе он делает те или иные замечания. Ребенок еще не может сознательно регулировать дыхание, поэтому при выполнении гимнастических упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

    Физическую нагрузку при выполнении гимнастических упражнений (в ходьбе, беге, игровых заданиях) можно регулировать, наблюдая за внешними признаками утомления детей. Это могут быть появление одышки, бледность лица или его покраснение, нарушение координации. Педагогу необходимо обращать внимание на любые жалобы ребенка во избежание нежелательных последствий.

    Двигательные навыки и умения, формируемые у малышей в процессе освоения ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений еще непрочны и требуют многократных повторений. Внимание детей еще неустойчиво, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки. Так, если упражнения проводятся на площадке, то стоит пробежать кошке или собаке, пролететь птичке, как дети тут же отвлекаются. Нужно умело переключить их внимание на задание с минимальной потерей времени и постараться использовать создавшуюся ситуацию. «Даже птички прилетели, – говорит педагог, – чтобы посмотреть, как вы занимаетесь!»

    После гимнастических упражнений воспитатель предлагает детям несложное игровое задание, игру малой подвижности или ходьбу в спокойном темпе.

    Осенний период

    1. Ходьба с одной стороны площадки на противоположную за воспитателем – посмотрим на осенние листочки.

    Упражнения без предметов

    2. И. п. [2] – ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз).

    3. И. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в исходное положение (5 раз).

    4. И. п. – ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

    5. И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой (2–3 раза).

    6. Ходьба в колонне по одному за воспитателем (у него в руках флажок).

    1. Бег с одной стороны площадки на другую за мячом (воспитатель прокатывает мяч большого диаметра); ходьба на другую сторону площадки за воспитателем (у него в руках мяч).

    Оздоровительная гимнастика для детей

    Малышам уже с рождения полезны физические упражнения. Они укрепляют организм ребенка, повышают иммунитет, выносливость. Занятия физкультурой с детства воспитывают у ребенка любовь к физическим нагрузкам, что не может не влиять благотворно на его здоровье в будущем. Гимнастика для детей раннего возраста активирует работу всех органов и систем ребенка.

    Основные рекомендации по проведению лечебной гимнастики для детей

    • До 3 месяцев детям гимнастику не проводят, так как в мышцах присутствует физиологический гипертонус.
    • Гимнастика для детей после года должна включать в себя упражнения, соответствующие возрастному развитию навыков малыша, способствовать их улучшению или появлению. В этом возрасте движения малыша пока не скоординированы. Ходьба и бег ребенка после года еще несовершенны.

    Гимнастика для детей раннего возраста в первую очередь включает упражнения на разные виды ходьбы, бега, лазанья. Большую роль играет для здоровья детей гимнастика для позвоночника, которая нормализует деятельность и развитие всего организма.

    Основные упражнения лечебной гимнастики для развития ходьбы

    Упражнения для развития ходьбы обязательны при выполнении гимнастики для детей раннего возраста:

    Оденьте ребенка так, чтобы ему было комфортно и не жарко. Приготовьте необходимые предметы для выполнения упражнений: доска, мячик, коврик, игрушки.

    Ходьба по узкой полоске. Обозначьте на полу полоску шириной 30 см. Попросите малыша пройти по ней. В зависимости от успехов ребенка сужайте полоску на 10 см.

    Ходьба по наклонной доске. Приподнимите доску на опору на высоту 20 см. Предложите малышу пройти по ней вверх и вниз. Если возникают трудности, возьмите ребенка за руку.

    Ходьба бочком. Попросите ребенка пройти боком по той же полоске на полу или по доске. Пусть малыш попытается пройти в обе стороны до конца.

    Покажите ребенку, как можно шагать быстро и медленно, тяжело или с легкостью. Предложите ему проделать то же самое под музыку, учитывая ее ритм.

    Перешагивание через преграду. Создайте перед малышом преграду на высоте 15 см в виде палочки или игрушки и предложите перешагнуть через нее. Упражнение можно перенести на время прогулки по дороге, на которой нужно перешагивать через камешки или канавки.

    Гимнастика для детей раннего возраста включает упражнения для развития равновесия:

    • Качели или игрушки-качалки хорошо развивают вестибулярный аппарат. На прогулке чаще зовите малыша покататься на каруселях.
    • Помогите ребенку залезть на невысокую горку с мячиком. Предложите скатить мячик вниз по горке и самому спуститься вслед за ним.
    • Для развития равновесия очень хорошо подходит фитбол. Существует целая система гимнастики для детей раннего возраста на этом тренажере.

    Упражнения для рук и ног

    Гимнастика для детей раннего возраста включает упражнения для рук и ног:

    Для рук выполняйте следующий комплекс упражнений:

    • Взмахи ручками, вытянутыми в стороны, как бабочка;
    • взмахи руками вперед и назад, как часики;
    • ручки пред собой сжаты в кулачки, проделать круговые движения к себе и от себя, как-будто наматываешь нитку на клубок;
    • потягивание вверх руками, вставая на носочки;
    • круговые движения руками вперед – вверх – назад, как мельница;
    • расставив руки в стороны, наклонять туловище вправо и влево, как самолет;
    • попеременные круговые движения согнутыми руками, как паровозик. Можно комбинировать с шагами или бегом.

    Упражнения для ног:

    Приседания, можно предложить присесть за игрушкой, «собирать грибочки»;

    Приседания с палочкой в руках. Стоя, палочку нужно тянуть вверх, сидя – приложить к полу;

    Покачивание ногой, стоя у опоры.

    Гимнастика для позвоночника для детей

    Окончательное формирование изгибов позвоночника у ребенка происходит только к 4 годам, поэтому при выполнении гимнастики для позвоночника для детей нужно создать безопасные условия при выполнении упражнений. Следите, чтобы ребенок лежал прямо, не горбился, не поднимал тяжести.

    • Осуществляя гимнастику для позвоночника для детей, положите малыша себе на колени и удерживайте в области бедер. Сгибайте и разгибайте туловище ребенка 3 – 4 раза.
    • Встаньте сзади от малыша и обхватите его колени так, чтобы они не сгибались. Попросите его нагнуться за игрушкой около его ног.
    • Лягте рядом ребенком на пол и покажите ему упражнение «велосипед», покатайтесь вместе.
    • Ребенок лежит на спине, ноги, согнутые в коленях прижаты к груди, как свернувшийся в клубок ежик.
    • Стоя на коленях малышу нужно дотянуться до игрушки справа и слева от него на уровне рук.
    • Малыш лежит на животе, вы берете его за расставленные в стороны руки и слегка отводите их вверх, чтобы получилась «ласточка».
    • Ребенок, лежа на спине, вытягивает руки и ноги. Нужно как бревнышко перекатываться со спины на бок, на живот и обратно.
    • Стоя на четвереньках, выгнуть спинку вверх и подогнуть голову, затем выгнуть голову вверх и прогнуть спину вниз, как кошечка.

    Веселая гимнастика для детей 3-4 лет

    Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

    Занятия гимнастикой дома

    Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

    Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

    • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
    • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
    • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
    • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
    • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

    Противопоказания

    Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

    • острых заболеваниях, обострении хронических;
    • кровотечении или угрозе такового;
    • боли;
    • онкологических заболеваниях.

    Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

    Когда и как проводить?

    Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

    Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

    1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
    2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
    3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
    4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

    Упражнения для детей 3-4 лет

    Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

    Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

    1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
    2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
    3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
    4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
    5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
    6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
    7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
    8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
    9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
    10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
    11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
    12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
    13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

    Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

    Гимнастика в игровой форме

    С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

    Медвежата в чаще жили,

    Головой своей крутили.

    (наклоны головы к плечам)

    Вот так, вот так

    Головой своей крутили.

    (круговые движения головой)

    Медвежата мед искали

    И в лесу, и в бору,

    (наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

    На лугах и в цветах,

    На малиновых кустах.

    (наклоны вниз к полу)

    Дружно дерево качали

    Вот так, вот так,

    (покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

    Дружно дерево качали

    Вот так, вот так.

    (круговые движения тазом, руки на поясе)

    Много меда набирали,

    Ложками его черпали,

    (наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

    Мягким хлебом заедали,

    Мятным чаем запивали.

    (ребенок показывает, как он ест)

    А потом они плясали

    Вот так, вот так,

    (пружинящие приседания с поворотом туловища)

    Лапы выше поднимали

    Вот так, вот так.

    (подскоки с поднятием колен)

    Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

    Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет

    У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств (выносливость, скорость выполнения движений и т. д.), появляется возможность более успешного овладения как упражнением в целом, так и отдельными элементами.

    Дети продолжают осваивать ходьбу и бег, учатся хорошей координации движений рук и ног, свободному владению телом. В этом возрасте дети приобретают умения сохранять направление и равномерность ходьбы, появляется полетность бега.

    В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой движений, соблюдать определенное направление движений и т. д.

    По указанию воспитателя дети самостоятельно берут флажки, мелкий инвентарь (флажки, кубики, скакалки, палки, мячи), а по окончании упражнений кладут их на место.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Похожие главы из других книг:

    Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа, рекомендуемые в остром периоде орви после снижения температуры

    Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа, рекомендуемые в остром периоде орви после снижения температуры В период заболевания ОРВИ противопоказано класть ребенка на живот, а значит, и все те упражнения, которые выполняются из положения лежа на животе,

    Комплексы гимнастики

    Комплексы гимнастики 1 Существует специальная лечебная гимнастика для больных геморроем. Она направлена на укрепление мышц брюшного пресса, ягодиц и промежности, что помогает нормализовать кровоток в области прямой кишки. Данные упражнения будут особенно полезны тем,

    Комплексы гимнастики при анальном варикозе

    Комплексы гимнастики при анальном варикозе 1 Комплекс упражнений стимулирует кишечник, способствует отхождению газов. Выполнять упражнения во время обострения заболевания нельзя. Комплекс следует выполнять по 10–15 раз 2–3 раза в день.Упражнение 1. Стоя со скрещенными

    Комплексы гимнастики при варикозе

    Комплексы гимнастики при варикозе Страдающие варикозным расширением также должны больше ходить и чаще держать ноги поднятыми. Уменьшают приток крови в вены ног и правильно (с помощью врача) подобранные эластичные чулки. Хотя они и не лечат варикоз, но устраняют

    3.24. Комплексы упражнений для детей 5–8 лет

    3.24. Комплексы упражнений для детей 5–8 лет В зависимости от того, как вы преподнесете упражнение ребенку, в таком состоянии он и будет его выполнять, и будет сразу видно, заинтересовало упражнение ребенка или нет. Все зависит от преподавателя и его отношения к упражнениям.

    3.25. Комплексы йоги для детей 8–13 лет

    3.25. Комплексы йоги для детей 8–13 лет После изучения асан животных и пранаям можно давать комплексы йоги для детей. Комплекс 1 ПДЙ в Падмасане. Кумбхака. Йога-мудра. Матсиасана. Бхуджангасана. Випарита Карани. Созерцание. Шавасана. Комплекс

    III. КОМПЛЕКСЫ ЕЖЕДНЕВНОЙ ГИМНАСТИКИ

    III. КОМПЛЕКСЫ ЕЖЕДНЕВНОЙ ГИМНАСТИКИ Ниже мы приводим четыре типовых комплекса ежедневной гимнастики, рекомендуемые в качестве минимума физической тренировки для людей умственного труда.Рекомендуемые комплексы проверены нами на протяжении трех лет в

    Комплекс оздоровительной гимнастики, способствующий оздоровлению сосудов

    Комплекс оздоровительной гимнастики, способствующий оздоровлению сосудов Самый простой комплекс физических упражнений мы приводим для тех, у кого атеросклероз осложнен гипертонией. Начните с малого. Терпение и уверенность в успехе – это необходимые условия

    Комплекс оздоровительной гимнастики, способствующий оздоровлению сосудов

    Комплекс оздоровительной гимнастики, способствующий оздоровлению сосудов Самый простой комплекс физических упражнений мы приводим для тех, у кого атеросклероз осложнен гипертонией. Начните с малого. Терпение и уверенность в успехе – это необходимые условия успешного

    Комплексы мимической гимнастики

    Комплексы мимической гимнастики Комплекс 1 1. Сделайте спокойный глубокий вдох носом, напрягая при этом его крылья. Затем медленно и равномерно выдохните через рот. Повторите упражнение 2–3 раза в перерывами в 3–4 секунды.2. Глубоко вдохните носом и задержите дыхание,

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–4 лет

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–4 лет Дети четвертого года жизни достаточно уверенно выполняют упражнения в ходьбе и беге, иногда с хорошей координацией движений рук и ног. Однако у большинства детей во время ходьбы руки прижаты к туловищу и походка в

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств (выносливость, скорость выполнения движений и т. д.), появляется возможность

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 6–7 лет

    Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 6–7 лет Старшие дошкольники имеют значительный двигательный опыт, приобретенный ими в предыдущих возрастных группах. Но в то же время задачи физического развития, совершенствования ходьбы, бега, гимнастических упражнений

    Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей разного возраста

    Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей разного возраста Первый комплекс (возраст от 1,5 до 3 месяцев) У детей данного возраста наблюдается гипертония мышц-сгибателей конечностей, пассивные движения не проводят. Активные движения основаны на врожденных

    Комплекс оздоровительной психической гимнастики

    Комплекс оздоровительной психической гимнастики Упражнение 3.1. Разведение рук Встаньте у стены так, чтобы крестец и лопатки соприкасались с ней, то есть образовались две дополнительные точки опоры. Упражнение 3.1. Разведение рукПоднимите расслабленные руки. Мысленно

    Читать еще:  Пальчиковая гимнастика для детей 2 3
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector