Кинезиологические упражнения для детей
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Кинезиологические упражнения для детей

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Упражнения для детей

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.

Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе. опубликовано econet.ru

Автор: Парасковья Петрова

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Кинезиологическая гимнастика для детей дошкольного возраста

Кинезиология изучает развитие мозга с помощью специальных движений. Она основана на улучшении связи и взаимодействия полушарий мозга, что ведёт к повышению гармонии всего организма в целом. Этой наукой интересовались и даже проводили консультации и презентации такие великие учёные, как Гиппократ и Аристотель.

Что это, применение

Интересно! Гиппократ заложил основы науки кинезиологии в наше время, высказав теорию об организме как целостной структуре, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

Однако истинным основателем науки считается Асклепиад, живший более двух тысяч лет назад в Древней Греции.

Взаимодействие полушарий требуется для успешной работы мозга ребёнка. Полушария соединяет мозолистое тело. Оно состоит из примерно двухсот миллионов сплетённых воедино нервных волокон. Созревание мозолистого тела начинается у детей в дошкольном возрасте и продолжается примерно до 7-9 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Дисбаланс функционирования мозолистого тела ведет к ухудшению памяти, концентрации внимания и других проблем в развитии ребёнка.

Интересно! Эта проблема может быть вызвана такими факторами, как замедленное созревание ребёнка или результат пережитого стресса.

Польза кинезиологической гимнастики для детей

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добьётся значительных улучшений в обучении и сможет научиться управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширятся способности мозга и повысится продуктивность его работы.

Кинезиологические упражнения для дошкольников: цели заданий из картотеки

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников включает:

  • дыхательные упражнения;
  • некоторые виды массажей;
  • глазодвигательные упражнения для дошкольников;
  • коррекционные движения пальцев рук и тела.

Интересно! Упражнения могут обеспечить гармонию и исправную работу детского организма.

Далее приведены некоторые задачи, которые можно достичь с помощью этой методики:

  • улучшение памяти ребёнка;
  • повышение концентрации внимания;
  • полноценное развитие слуха и речи;
  • умственная работоспособность;
  • повышение тонуса всего организма;
  • снижение утомляемости и раздражительности;
  • укрепление физического и психоэмоционального здоровья;
  • развитие кинестетического восприятия;
  • устойчивость к стрессам;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • облегчение занятий чтением и письмом.

Комплекс упражнений

Упражнения по кинезотерапии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2-3 или 3-4 года и более старший смогут без особых затруднений выполнить их.

Важно! Развитие будет ощутимо только в том случае, если направлять работу от развития тела ребёнка к его мышлению, ни в коем случае не наоборот.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему:

  • Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
  • Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
  • Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через другую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.

Глазодвигательные упражнения

Этот тип разминки позволят улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира:

  • Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т. п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не мотая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
  • Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжимая пальцы в кулачек (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, т. е. вместе с глазами повторять движение пальцев рук с вытянутым языком.

Телесные упражнения

  • Фонарик. Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
  • Кольцо. Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение всеми руками одновременно.
  • Кулак-ребро-ладонь. Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4-5 раз.
  • Мельница. Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1-2 минуты.
  • Упражнение лезгинка для детей. Левая рука согнута в кулачек, один палец смотрит влево, кулачек развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.

Кинезиология: упражнения для детей дома

Можно ли заниматься кинезиологической гимнастикой дома? Будет ли она также эффективна? Нет особой разницы, где делать кинезиологические упражнения.

Читать еще:  Дети в художественной гимнастике

Интересно! Под наблюдением психолога, педагога в детском саду или родителей методика будет одинаково эффективна и полезна. Она поможет ребёнку полноценно развиваться вне зависимости от места занятий и людей, которые ее проводят.

Как провести эффективное занятие с ребёнком дошкольного возраста:

  1. Сперва необходимо подготовить ребёнка к усердной работе. Для этого обычно используются растяжки, которые помогут расслабиться и настроиться на занятие.
  2. Затем следуют дыхательные упражнения. Они поспособствуют поступлению кислорода в мозг и улучшению работы дыхательной системы.
  3. Глазодвигательные движения будут способствовать укреплению связи между двумя полушариями.
  4. Телесные упражнения необходимы, чтобы развивать крупную и мелкую моторику, улучшать концентрацию внимания, сосредоточенность и память ребёнка.
  5. В заключение следует уделить немного времени упражнениям для релаксации или расслабляющему массажу, чтобы снять напряжение мышц.

Кинезиология полезна как для детей, так и для взрослых. Эта уникальная методика может помочь абсолютно любому человеку улучшить состояние своего физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно значительно повысить его интеллект за счёт улучшения связи между полушариями мозга.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Гимнастика мозга (образовательная кинезиология)

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (В. Сухомлинский)

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. (И.Кант)

Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию. Отсюда и методика «Гимнастика мозга». Он очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие». И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить». Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.

Дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Впрочем, и взрослые новые знания получают через органы восприятия. Мыслеформы, тело и чувства тесно связаны между собой. Всё движется эмоциями – работа мозга, внимание, фокусировка, память, восприятие, усердие, собранность и прочее. Поэтому и процесс обучения школьников подвластен эмоциям и движется по спирали.

Кинезиология, это наука, которая помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. В условиях дисбаланса (стресса) приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате ребенку тяжело думать и действовать одновременно.

Для восстановления равновесия «мозг – тело» нужно разблокировать доступ к двум полушариям, высвободить застоявшуюся энергию, чтобы привести к восстановлению каналов взаимосвязи. Кинезиология – это учение о развитии умственных способностей и улучшению всего здоровья через физические упражнения. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» — наука, т. е. наука о движениях.

На основе «Прикладной кинезиологии», была сформулирована «Образовательная кинезиология» и составлены упражнения «Гимнастики мозга». Эти упражнения помогают снизить стрессовый прессинг и улучшить процесс обучения. Образовательная кинезиология — современное направление психотерапии, при котором проводится энергетическая коррекция, используя движения и дыхание, с помощью которой устраняются проблемы в обучении и психоэмоциональном развитии школьников.

С помощью физических нагрузок в кинезиологии можно решить ряд проблем в школе, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие — кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.

Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход, координацию движений и пространственное восприятие.

Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ.

Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

· Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

· Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

· Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

· Устранение дислексии, стресса, апатии;

· Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

  1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог (лучше, если это будет опытный кинезиолог) должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
  2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
  3. Заниматься ежедневно.
  4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
  5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
  6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Лучше, пусть ваш ребенок на 5-10 минут меньше посидит над выполнением задания, но выполнит эти движений. Поверьте, в будущем это принесет отличные плоды, и скоро ваше чадо будет тратить в два раза меньше времени на выполнение «домашки».

Итак, разберем несколько упражнений в системе «Гимнастика мозга».

Упражнение № 1. «Думательная шляпа»

Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Его очень полезно выполнить перед выходом к доске или сдачей экзамена.

Выполнение

Ребенок должен ухватиться за свои ушки таким образом, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные — спереди. Пусть помассируйте ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.

Упражнение № 2. «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. А находится она под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром.

Выполнение

Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

Упражнение № 3. Восьмерки и узоры

Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Поэтому упражнение помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь себя и открыть уникальные способности.

Выполнение

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 4. Позитивные точки

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

Выполнение

Ребенок ставит средний и указательный палец двух рук на точки, которые находятся между бровями и волосами, т.е. посередине лба. Пальцы нужно держать до тех пор пока, ребенок по почувствует тепло.

Упражнение № 5. Перекрестные шаги

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.

Читать еще:  Упражнения с мячом для детей

Выполнение.

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»

Упражнение снимает напряжение, убирает «хватку стресса» и помогает прийти к логическому мышлению и привести мысли в порядок.

Выполнение

Ребенок садится и укладывает правую стопу на левое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правый голеностоп. Нужно посидеть пару минут, затем опустить ножку на пол и раздвинуть стопы. Далее следует разомкнуть ручки и соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом, по принципу «домика». И еще посидеть пару минут. Затем поменять локти и колени.

Упражнение № 7. «Крюк Деннисона»

Если ребенок не уверен в себе, застенчив, боится собственного голоса и взгляда класса, то это упражнение поможет ему раскрепоститься и поверить в себя.

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться и блистательно ответить возле доски или прочесть выученный стих. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.

Выполнение

Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

Упражнение № 8. Растяжение

Упражнение улучшает память, помогает сконцентрироваться и развивает усидчивость.

Выполнение.

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая — остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.

Кинезиологические упражнения для детей с ТНР

Для решения задач развития интеллектуальных, познавательных способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на занятиях и в дополнение к традиционным методам коррекции речевых нарушений можно использовать кинезиологические упражнения.

Это комплекс движений, который позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторику, снизить общую утомляемость и излишнее напряжение.

Кинезиологические упражнения несложны, воспитанники с лёгкостью их выполняют:

— вначале детям предлагают задания для максимального напряжения и расслабления мышц;

— затем дыхательные, синхронизированные;

— в конце — релаксационные.

УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЕЧНУЮ РЕЛАКСАЦИЮ И НАПРЯЖЕНИЕ

Яблоки в саду

Ребёнок представляет, что находится в саду, и пытается сорвать яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, «срывает яблоко», делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, «кладёт яблоко в корзину». Руки следует использовать по очереди, затем вместе. Повторить 5—6 раз.

Лёд и огонь

По команде ведущего «Огонь!» ребёнок выполняет произвольные движения. По команде «Лёд!» — замирает, напрягая мышцы всего тела. Повторить 5—6 раз.

Кулачки

Загнуть большие пальцы вовнутрь ладони, сжать кулак. Когда ребёнок делает вдох, кулачки следует постепенно сжимать до максимум, при выдохе постепенно разжимать. Повторить 5—6 раз.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Пёрышко, лети!

Ребёнку предлагают глубоко вдохнуть, сильной струёй воздуха подуть на лежащее перед ним на столе пёрышко, чтобы оно взлетело. Затем глубоко вдохнуть и подуть на каждое из 5 лежащих перед ним пёрышек, чтобы полетели все одновременно.

Ныряй!

Ребёнок стоя делает глубокий вдох, закрывает нос пальцами и приседает. В таком положении он мысленно считает до 5—10, затем встаёт и выдыхает.

Удержи пёрышко

Маленькое пёрышко прикладывают к стене и отпускают. В это время ребёнку предлагают быстро и глубоко вдохнуть, направив струю выдыхаемого воздуха на пёрышко, чтобы оно не упало.

Качание головой

Сидя или стоя расправить плечи, голову опустить и закрыть глаза. Затем ребёнок начинает покачивать головой в разные стороны и дышать как можно глубже.

Кит

Упражнение заключается в том, что ребёнок глубоко и неторопливо дышит поочерёдно только одной ноздрёй, закрывая правую большим пальцем правой руки, левую — мизинцем левой, остальные пальцы всегда направлены вверх.

СИНХРОНИЗИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Пёсик

Ребёнок делает глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время поднимает язык во рту. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениям, в том числе по диагоналям.

Художник

Ребёнку предлагают мысленно взять в правую руку карандаш и «нарисовать» что-либо, например, бант. То же самое проделать левой рукой. После этого попытаться «нарисовать» рисунок двумя руками одновременно.

Солдат

На фоне ритмичной музыки ребёнку предлагают выполнить движения одноимёнными руками и ногами, например, шагая с левой ноги, взмахивать левой рукой.

Броски

Руки ребёнка на столе выполняют движения: правая лежит вниз ладонью, левая сжата в кулак, затем наоборот. При каждой смене положения рук язык движется вправо-влево.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Снежная баба

Ребёнку предлагают представить, что он — снежная баба, но вот солнце пригрело, припекло, и снежная баба начала таять. Далее ребёнок изображает, как постепенно тает: сначала голова, потом одна рука, другая, понемножку начало таять и туловище, и, наконец, снежная баба превратилась в лужицу, растёкшуюся по земле.

Травинка на ветру

Ребёнку предлагают изобразить всем телом травинку: сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер; руки при этом вытянуть вперёд, ладони на полу; не меняя положения туловища, максимально потянуться руками ещё дальше).

Польза, которую приносят эти упражнения, велика. Ребёнок становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь, координация, мелкая моторика. Такие задания не только развивают, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Система работы по использованию данных упражнений включает в себя несколько этапов.

На первом этапе дети учатся выполнять простые упражнения, играть в пальчиковые игры. Приведём примеры.

Пальчиковая игра «Прятки»

Ладонь свою мы сжали в кулачок —

Пальцы спрятались в комочек, и молчок.

(Ладонь сжать в кулак.)

Захотели пальцы в прятки поиграть —

Отправляемся все пальчики искать.

«Здравствуй, первый пальчик, — я сказал любя, —

От меня не прячься, я нашёл тебя».

(Разогнуть большой палец.)

«Выходи, второй брат, и тебя узнал», —

Указатель—пальчик голову поднял.

(Разогнуть указательный палец, большой не опускать.)

Разогнулся рядом третий — середняк,

Помогает пальцам, если что не так.

(Разогнуть средний палец, большой и указательный не опускать.)

Притаился рядом безымянный брат —

Мой четвёртый пальчик, как ему я рад!

(Разогнуть безымянный палец, предыдущие пальцы не опускать.)

Удалец-мизинец отыскался сам.

Я теперь о братьях расскажу друзьям.

(Помахать ладонью влево-вправо.)

На втором этапе дети учатся выполнять упражнения, состоящие из положений рук, сменяющих друг друга.

Упражнение «Фонарик»

Мне не скучно без огня —

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днём —

Ничего не видно в нём,

А посмотришь вечерком —

Он с зелёным огоньком.

Ребёнок выполняет движения на поверхности стола. Одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на столе. Одновременно менять положение рук.

Упражнение «Мячик»

Бью по мячику ладошкой,

Скачет мячик по дорожке.

Прыг да скок до поворота,

Прыг да скок да за ворота,

Прыгнул в огород соседа —

Вот какой он непоседа!

Одна рука сжата в кулак, другая лежит ребром ладони на столе. Одновременно менять положение рук.

Упражнение «Всем — здравствуйте»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

На каждое слово стихотворения менять положение рук: кулак, распрямлённая ладонь, ладонь ребром.

Также на втором этапе дети учатся выполнять упражнения, которые требуют дифференцированных, точных движений каждого пальца кисти.

Упражнение «Ожерелье»

Бусинка к бусинке соберись,

Для мамы ожерелье появись!

Последовательно в быстром темпе соединять большой палец сначала с указательным, потом по порядку с остальными.

Читать еще:  Картинки для артикуляционной гимнастики для детей

Упражнение «Осенние бусы»

Осень по лесу идёт,

Бусы в сумочку кладёт:

Бусы спеют на калинке,

На красавице рябинке.

Очень бусы хороши —

Полюбуйтесь от души!

А. Кулагина-Фурсина (перераб.)

Соединить указательный и большой пальцы левой руки, большой и мизинец правой. В такт счёту совершать одновременные разнонаправленные движения: соединять большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем, а большой палец правой — с безымянным, средним и указательным.

Упражнение «Колечко»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко не простое —

Пальцы левой руки сжать в кулак, разогнуть указательный и средний и развести их в стороны; большой и указательный пальцы правой руки соединить в кольцо, остальные развести в стороны. Поменять руки. Повторить несколько раз.

На третьем этапе дети учатся выполнять упражнения с перекрёстными движениями.

Упражнение «Обезьянки»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за левое ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение «Танец»

Правая рука развёрнута ладонью к себе, сжата в кулак, большой палец отставлен в сторону. Ладонь левой руки — параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак у основания мизинца. Одновременно меняется положение рук с точностью до наоборот. Упражнение повторяется 6—8 раз.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Ребёнок учится рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки. Начинать лучше с простых округлых предметов: яблоко, огурец и т.д. На занятиях можно использовать пособие «Зеркальное рисование». Несмотря на то, что в данном пособии узоры ребёнку даются готовые и ему надо только провести пальчиками по линиям, часто возникают затруднения. Самое сложное — «горизонтальная восьмёрка».

Кинезиологические упражнения могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Главное — их обязательно нужно делать ежедневно, движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти.

Когда дети усвоят базовые упражнения, можно предложить им кинезиологическую сказку.

КАК ЗОЛУШКА НА БАЛ СОБИРАЛАСЬ

Дети сидят за столом.

Золушка пела весёлую песенку и зажигала фонарик. (Упражнение «Фонарик».) Фонарик был волшебный, в свете его лучей появилась Фея. (Упражнение «Всем — здравствуйте».) Она начала помогать Золушке собираться на бал. (Упражнения: «Ожерелье», «Осенние бусы», «Колечко».) Золушка нарядилась на славу, села в карету и поехала. (Упражнение «Зеркальное рисование».) На балу Золушка танцевала с Принцем. (Упражнение «Танец».) Они веселились от души!

Очень нравятся детям «сказочки-подражалочки», в которых текст составлен так, что их можно сопровождать шумовыми или музыкальными звуками как от музыкальных инструментов, так и от различных предметов (колокольчиков, шуршащей бумаги, баночек с крупами, расчёсок и пр.).

ВАРЕНЬЕ ДЛЯ ЁЖИКА

Наступило утро. (Дети звонят в колокольчики.) Ёжик решил сбегать в сад. Он очень боялся встретить лису, поэтому бежал тихотихо. (Дети несколько раз резко натягивают платочки в противоположные стороны.) Прибежал ёжик в сад и начал в траве искать упавшие плоды. (Дети шуршат бумагой.) Положил ёжик фрукты себе на спину (дети несколько раз встряхивают баночками с манной крупой) и пошёл домой с поклажей. (Дети постукивают подушечками пальцев по столу.) Дома ёжик из груш сварил грушевое варенье (дети делают один удар колпачком), из яблок — яблочное (дети делают два удара колпачком), из абрикосов — абрикосовое (дети делают три удара колпачком). Ох и вкусное!

Работа с такими сказками интересна и разнонаправлена: дети учатся слышать и воспроизводить оттенки звучания (громкость, тембр, ритмический рисунок), у них формируются лексико-грамматические категории и связная речь, они с большим желанием и интересом пересказывают.

Кинезиологические упражнения для детей

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. «Рука, является вышедшим наружу головным мозгом» (И. Кант). Развивая моторку, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и, тем самым, развиваем речь.

Просмотр содержимого документа
«Кинезиологические упражнения для детей»

Кинезиологические упражнения для детей

Учитель- логопед МАОУ «СОШ №4» г.Миасса, Челябинской области.

Мезенцева Светлана Геннадьевна

КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.

«Колено – локоть». Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

« Кулак — ребро — ладонь». Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект-тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение после работы на компьютере, снимает напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Паровозик» Развивается межполушарное взаимодействие, произвольность действий, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

»Ухо – нос – хлопок.» Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

В комплексы кинезиологических упражнений включают: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации и массаж способствуют расслаблению, снятия напряжений.

Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

Человеку для закрепления мысли необходимо движение. Запомните, что неподвижный ребёнок не обучаем! Не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке!

Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства.

Самый лучший отдых – работа. Самый лучший день – сегодня. Самый большой дар – любовь. Самое большое богатство- здоровье!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector