Кинезиологическая гимнастика в детском саду
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Кинезиологическая гимнастика в детском саду

Кинезиологическая гимнастика
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Данная работа содержит:

1. Пояснительную записку

2. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

3. Упражнения дл профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

Скачать:

Вложение Размер
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия 26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития – Детский сад № 39 «Ступеньки»

«Детский сад № 39 «Ступеньки»

Подготовила: воспитатель Симакова Н.А.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Для преодоления имеющихся у старших дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение кинезиологической гимнастики.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, существует уже 2000 лет. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Кинезиологическими упражнениями пользовался также Аристотель.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий. Это позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека является возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте нужно развивать мышление, память, внимание и восприятие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие; левое – математическое, знаковое, логическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно предположить, как говорят исследователи, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиологическая гимнастика гармонизирует работу головного мозга.

  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Профилактика нарушений зрения и активизация работы мышц глаз.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Улучшение мыслительной деятельности.
  • Повышение устойчивости внимания.
  • Улучшение запоминания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие внимания, памяти, речи.
  • Развитие мышления.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

«Массаж ушных раковин»

Уши сильно разотрем,

И погладим, и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

Чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед – назад.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой рукис усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Чтоб внимательными быть –

Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при расслаблении – вдох. То же самое с правой рукой.

Ты головушку поверни,

За спиной что, посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

Мы ладошки разотрем,

Силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

Любим все мы танцевать,

Руки – ноги поднимать.

Поднять (не высоко) левую ногу, согнув в ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.

Мы растем, растем, растем

И до небадостаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

Водолазами мы станем,

Жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

Три мудреца в одном тазу

Поплыли по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз

Длиннее был бы наш рассказ.

На 1- 2 строчки: хлопок двумя руками перед собой, затем перекрещивая руки, прислоняем к плечам (левая рука к правому плечу, правая рука к левому плечу) — правая рука поверх левой; хлопок двумя руками перед собой, затем перекрещивая руки прислоняем к плечам (левая рука к правому плечу, правая рука к левому плечу) – левая рука поверх правой.

На 3 – 4 строчки: хлопок двумя руками перед собой, правой рукой коснуться колена левой ноги, хлопок двумя руками перед собой, левой рукой коснуться колена правой ноги.

(для снятия эмоционального напряжения)

Сам себя ты успокой,

Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунды.

Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их еле – еле.

В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (затем из стороны в сторону: глазами и языком одновременно).

«Глазки влево, глазки вправо»

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз и все сначала.

Повернуть глаза в левую сторону, затем – в правую сторону. Поднять глаза вверх. Опустить глаза.

Быстро – быстро поморгай,

Отдых глазкам потом дай.

Быстро моргать в течение 1 – 2 минут.

Нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против часовой.

  1. Журнал «Воспитание и обучение» , № 6, 2005 год, с. 71 – 73
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дана методика, последовательность выполнения кинезиологических упражнений с целью улучшения взаимодействия двух полушарий. Упражнения распределены по блокам. Рекомендуется проводить с учетом воз.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным.

Описание методики проведения кинезиологической гимнастики.Комплексы упражнений.

Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движе.

Развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия.

Рекомендуется использовать как часть занятия по ознакомлению с цветовым спектром, либо как физкультурную минутку во время проведения любого занятия.

Консультация будет интересна всем специалистам детских садов. Приведенные упражнения очень просты и практичны в применении. Зная, на что они направлены, можно прицельно использовать их для подготовки .

Кинезиологическая гимнастика в режиме дня дошкольника

Наталья Кабанова
Кинезиологическая гимнастика в режиме дня дошкольника

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Педагоги находятся в постоянном поиске новых, наиболее продуктивных методов и технологий при подготовке детей к школе.

Одним из результативных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через двигательные упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психологических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия.

Применение кинезиологических упражнений способствует активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Важное условие – систематичность занятий. Упражнения проводятся под музыку по специально разработанным комплексам.

Сегодня я хочу представить Вам комплекс гимнастики на каждый день «Веселая неделька», в который включены дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики и упражнения на релаксацию. Данный комплекс можно использовать целиком или по частям – дням недели в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, во время утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна, на прогулке, в игровой деятельности.

«ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА»

Понедельник

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики. (Ходьба на месте, ладонь левой руки дотрагивается до колена левой ноги, а ладонь правой руки – до колена правой ноги)

Полюбили крепко их

Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками, сделать поглаживающие движения)

Пригласили их плясать

Дружно ножки выставлять (Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук.)

Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, голову положить на правое плечо)

Присядь влево, (Поворот влево с приседанием, голову положить на левое плечо)

А затем кружись ты смело. (Покружиться)

И ладошки у ребят,

Словно листики шуршат. (Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки).

Вторник

К нам во вторник прилетал

Аист длинноногий, (Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Одновременно двигать средними пальцами, имитируя полёт птицы)

По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени, ладонь левой руки дотрагивается до колена правой ноги, а ладонь правой руки – до колена левой ноги)

Рыб, лягушек доставал,

Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)

Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)

И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)

Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)

Машем мы ему рукой. (Руки вытянуты вперёд, кисти опускаются вверх-вниз)

Среда.

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил, (Ходьба на месте)

И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд с вытянутыми руками)

И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)

Мы покрутим головой

Словно хоботом с тобой. (Повороты головы из стороны в сторону, подбородок опущен как можно ниже)

В прятки поиграем

Раз, два, три, четыре, пять, (Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в тридцать секунд)

Мы идём слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин. (Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного к мизинцу, от мизинца к указательному. Упражнение выполняется одновременно двумя руками)

Четверг.

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка, (Попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте, левая рука соприкасается с пяткой правой ноги за спиной, тоже самое справа)

Показала хвостик рыжий

Такой мягкий и пушистый. (Руки в стороны, повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)

Притаились как лиса, (Приседания)

Мышку в норке поискали (Присели и сгруппировались, голова вправо-влево).

Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница.

Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)

Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой ёлке,

Где колкие иголки. (Руки сцепить в замок, начиная от мизинца поднимать попарно пальцы рук как иголки)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)

На дворе настала осень, (Потянуться)

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)

Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)

Пчёлы дали мёду,

Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

Суббота.

Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)

Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)

Щей капустных наварили, (Обе кисти руки вытянуты вперёд, вращательные движения кистями обеих рук) .

Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)

Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)

Посмотрели на столы (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)

В лес обратно убежали (Бег на месте)

За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)

Воскресенье.

В воскресенье выходной,

Мы идём гулять с тобой. (Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ноги и левой рукой)

Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)

Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)

Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)

Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).

Ходит лая грозный пёс, (Глубокий вдох, выдох – удлиненный со звуком «р-р-р-р».)

Вот корова замычала, (Глубокий вдох носом, выдох со звуком «Му-у-у-у»)

Заработал паровоз (Глубокий вдох носом, выдох со звуком «Ду-у-у-у»)

А лошадка бьет копытцем,

Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ноги)

Мы на этой карусели

Прокатиться захотели. (Руки вытянуты вперед, круговые движения в противоположные стороны: правая – вперёд, левая — назад).

Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте Хочу поделиться своим опытом в реализации проекта, который умел успехи в реализации на преддипломной практике. По данной теме была написана.

Анкета для педагогов «Готовность воспитателей к работе в режиме развивающих технологий» Анкета Готовность воспитателей к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации педагогического процесса.

Артикуляционная гимнастика в развитии речевого аппарата дошкольника «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКА»[/b] Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата.

Консультация-практикум для родителей «Утренняя гимнастика для дошкольника» Задача: дать практические советы родителям по организации и проведению утренней гимнастики с ребёнком. Занятия физическими упражнениями.

Консультация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня». Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических.

Неделя здоровья. Мероприятие в режиме дня для старших дошкольников Сказки о здоровье. Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам одну сказочную историю. Могла ли она произойти, в самом деле, или нет, вы догадаетесь.

Образовательная ситуация в режиме дня. Виртуальное путешествие «Полет над Петропавловской крепостью» Образовательная ситуация в режиме дня Виртуальное путешествие «Полет над Петропавловской крепостью» для детей старшего дошкольного возраста.

Примерный план работы в режиме дня в старшей группе. Утро «03» октября 2016 г. Понедельник Тема: «Осень (В мире растений). Приметы осени» Время в режиме дня: Утро ОО: Речевое развитие, познавательное.

Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии.

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня «Здоровьесберегающие технологии в режиме дня. Группа «Фиалка» • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья.

Методическая разработка «Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Введение

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует обновления научно-методических комплектов и методов воспитания и обучения для реализации системно-деятельностного подхода к дошкольникам. Претерпевает изменения вся система образования. Главной задачей в работе образовательного учреждения является создание такого учебно-воспитательного пространства, где каждый ребенок получает не только знания и умения, но и может наиболее полно раскрыть свои индивидуальные творческие способности, формируется как физически здоровая, духовно богатая, интеллектуально развитая свободная личность, способная принимать оптимальные решения в условиях быстро меняющегося мира. Внимание акцентируется на развитии личности ребенка. К этому психологически должны быть готовы все субъекты образовательного процесса: педагог, воспитанник, родитель. Задача педагога заключается в максимальном создании условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных личностных задатков детей, а также в создании микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации креативных способностей ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая “координационная неспособность” к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Теоретические основы кинезиологии

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” — наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.

Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.

В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая “координационная неспособность” к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие мехполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая
работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Таким образом, сновная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи кинезиологии:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста

Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.

Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи образовательной кинезиологии:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.

4. Если упражнения используются при выполнении домашней работы или во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:

  • выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
  • когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

6. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений — 45-60 дней.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения;
  • выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук.

Кинезиологические упражнения

Кинезиологические упражнения можно условно разделить на блоки (Приложение 1)

Кинезиологические упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. (Приложение 2)

Продолжительность занятий с детьми среднего и старшего возраста — 10–15 мин. Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день. Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. (Приложение 3)

Литература

1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ.- Рязань, 2012. – 48 с.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.

Ход мастер – класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с Вами отправимся на природу. Сядьте, пожалуйста удобно и закройте глаза.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… А нежный свет течет дальше по груди. по животу…Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течет и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с Вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начнем мастер – класс по теме: « Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Мне бы хотелось, чтобы Вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса. В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи.

В своей практической деятельности для детей с различными нарушениями речи я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы (речь с движением)

Пальчиковая гимнастика (су-джок терапия)

Сказкотерапия (терапевтические сказки)

Массаж и самомассаж.

Один из здоровьесберегающих технологий, который меня заинтересовал, является кинезиология.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т.е. наука о головном мозге).

Название “кинезиотерапия” происходит от греческого слова “кинезис” что означает “движение”, t h era pia –лечение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Цель мастер — класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов, подготовленных для детей с нарушениями речи.

привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

В своей работе я использую специальный комплекс кинезиологических упражнений, в который включены:

-растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

Растяжки применяю при дизартрии, заикании, задержке речевого развития, общем недоразвитии речи, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности:

1 упражнение: «Дерево»

Цель: Нормализует гипертонус и гипотонус.

Дети сидят на корточках. Прячут голову в колени, обхватив их руками.

«Представьте, что вы – семечко, которое прорастет и превратится в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».

Приступаем к дыхательной гимнастике. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с заиканием.

«Надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии. Ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз.

Цель: Активизируют работу стволовых отделов головного мозга, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Для слабовидящих детей, для детей с дефицитом внимания, при общем недоразвитии речи применяю:

Гимнастику для глаз: «Глаз – путешественник»

Задачи: Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

В разных углах комнат расположены игрушки.

— Нужно найти их глазами, не поворачивая головы.

При задержке речевого развития, общем недоразвиии речи, дизартрии, задержке психического развития, ринолалии применяю следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

Упражнения для развития мелкой моторики:

1 упражнение Кольцо: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживают под счет до 10.

Детям с тяжелыми нарушениями очень сложно удержать это положение под счет до 10.

«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, — ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение сначала выполняют правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Цель: У лучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.

«Зеркальное рисование». Одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Цель: Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Телесные упражнения: применяю с детьми с фонетико-фонематическим нарушением, фонетическом нарушении, при общем недоразвитии речи. «Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

Логтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

Логтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4-8 раз), дышите в обычном темпе.

«Слон» Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшается память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаз следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

Для детей с задержкой речевого развития, с общим недоразвитием речи, ринолалии (расщелинах губы и неба), фонетическом нарушении речи, задержке психического развития, фонетико-фонематическом нарушении речи, применяю важный составной прием:

Артикуляционная гимнастика : -движения челюстью в разных направлениях; движения языком как щелканье, цоканье, посвистывание.

Мимические движения: «рожицы»-вытягиваем губы трубочкой, «рожицы»- широко открываем рот, «рожицы»-выдвигаем язык, «рожицы»-хмурое сдвигание бровей, «рожицы»-улыбка.

Цель: Активизирует работу стволовых отделов мозга, развивает артикуляционную моторику, восприятие, мышление. Эффект упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук.

Для детей с дизартрией – при ограниченной подвижности органов речи (мягкого нёба, языка, губ), Применяю следующее упражнение:

«Энергетическая зевота» Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Цель: Снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Для детей с различными нарушениями речи применяю:

Массаж:- Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

-Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делаем вдох. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Цели: Снятие напряжения, общее расслабление.

Все эти упражнения дают высокую умственную энергию.

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Я подготовила для вас небольшие буклеты , в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром — любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом воспитании дошкольников

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом воспитании дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом воспитании дошкольников»

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом воспитании дошкольников

Здоровые дети – это здоровая страна!

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Что же нужно делать, как это выполнять, зачем, каковы будут результаты?

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Они разделяются на: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.

Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

Не секрет, что в настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология-это наука о развитии умственных способностей и физического здоровия через определенные двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Цель использования кинезиологических пражнений: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Читать еще:  Секция спортивной гимнастики для детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector