Гимнастика для мозга упражнения для детей
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Гимнастика для мозга упражнения для детей

Тренировка ума с помощью гимнастики для мозга

Красивое тело, сильные накачанные мышцы – результат физических тренировок, регулярных посещений фитнеса, тренажерного зала. Даже простые ежедневные упражнения могут поддержать тело человека в хорошей форме. А как тренировать мозг? Какой должна быть зарядка для ума? Интересно, что поддерживать ясность ума помогает не только решение умственных задач, но и специальные физические упражнения. То есть, гимнастика головного мозга. Как это происходит?

Основные функции головного мозга

Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Что такое гимнастика для мозга?

Гимнастика для мозга призвана синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри. В своих работах он показал, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие.
Задача нейрогимнастики, гимнастики для мозга – синхронизировать работу двух полушарий.

Зачем мозгу нужна гимнастика?

Гимнастика для мозгна очень важна. Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности.

Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Положительное влияние гимнастики для мозга ребенка

Клетки мозга связаны со всем организмом человека, их стимуляция приводит к определенной реакции мышц, сухожилий. Если существует такая прямая связь, то должна быть и обратная, при которой определенные упражнения вызовут процессы в нейронах, создадут новые связи, тем самым способствуя развитию мозга. Это было доказано нейрофизиологами при различных исследованиях.

Существует даже программа развития мозга, в основу которой положены разработки американских исследователей Гейла, Пойла Деннисона. На основе различных экспериментов они составили комплекс упражнений по нейрогимнастике, выполнение которых приводит к стимуляции естественных процессов в различных зонах мозга.

Суть нейрогимнастики в том, что выполнение определенных движений объединяет работу мышц и мысли человека. Постоянно повторяющиеся упражнения формируют связи между нейронами, облегчают образование новых.

В чем эффект нейрогимнастики:

  • улучшение памяти, быстрое запоминание новой информации;
  • реорганизация мозговых связей, оптимизация работы мозга;
  • повышение внимания, развитие речи, мелкой моторики;
  • организация синхронной работы правого и левого полушарий;
  • выявление скрытых возможностей мозга.

Лишь 10 % из всех людей используют оба полушария в своей ежедневной работе, именно такие люди добиваются определенных успехов, наиболее полно раскрывают свои скрытые возможности. Задачей каждого родителя, который хочет видеть своего ребенка умным, способным справляться с поставленными перед ним заданиями, является своевременное обучение, раскрытие возможностей головного мозга, его гармоничное развитие.

Развиваем левое полушарие

У правшей, которые составляют большую часть населения, левое полушарие является доминирующим. Оно отвечает за логическое мышление, навыки, поэтому, обучая ребенка счету, письму, мы работаем на развитие левого полушария. Дополнительно можно давать ему ежедневные задания:

  • математические упражнения, вычисления;
  • логические задачки;
  • решение кроссвордов, ребусов.

Развиваем правое полушарие

Отвечающее за образное мышление и творчество правое полушарие хорошо развито у левшей, но правши могут с помощью различных упражнений постараться усилить мозговые процессы в нем. Сделать это сложнее, так как это непривычно для людей, которые привыкли пользоваться правой рукой, не показывают определенных способностей к творчеству. Дома можно предложить ребенку следующие занятия:

  • знакомство с творчеством великих художников, музыкантов;
  • сочинение стихов, написание рассказов;
  • разрабатывание левой руки;
  • фантазирование, придумывание интересных историй;
  • описывание звуков, запахов, сравнение их с определенными образами.

Школьникам младших классов могут помочь в этом упражнения из нейрогимнастики. Их эффективность в этом возрасте обусловлена любознательностью и желанием познавать все новое.

Лучшие упражнения для детей

Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.

  1. Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
  2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно. Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
  3. Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой. Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
  4. Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
  5. Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей
картотека

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_uprazhnenij_nejrogimnastiki_dlya_detey_i_rekomendatsii_roditelyam.docx 16.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нейродинамическая гимнастика дает возможность решить массу конкретных задач

Польза ее в следующем :

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

  • ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра.

Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами. Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так: нужно встать, слегка согнув ноги в коленях; одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль; теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра; затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону. Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Детям можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется. Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с детьми. Такие тренировки не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят энергией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная разработка поможет провести интересно утреннюю зарядку, также можно использовать как часть ОРУ в занятии.Музыкальное сопровождение поднимет детям настроение и пожет выполнять упражнения более р.

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребе.

Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна.

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Самомассаж — это одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуча, происходит стимуляция тактильных ощущен.

упражнения нейрогимнастические для коррекции психических процессов,прстранственных представлений.

Упражнения для тренировки мозга у детей.

Знаете ли вы, как работает мозг вашего ребенка: он «левополушарный» или «правополушарный»? Старое утверждение гласит, что дети с преобладанием левого полушария, как правило, имеют более аналитический склад ума и дружат с логикой, дети с преобладанием правого — более творческие и эмоциональные. Однако современные психологи обнаружили, что доминирование одного из полушарий мозга может иметь не очень хорошие последствия для развития ребенка. Сейчас они активно выступают за так называемый «баланс мозга».

Теория специализации полушарий мозга

В 60-е годы прошлого столетия Роджер Уолкотт Сперри, нейропсихолог и лауреат Нобелевской премии «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга», вместе с сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволявший оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга.

Его исследования показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций.

Правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений – например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы, например, голос и интонацию и «понимает» музыку.

Ранее теория Сперри активно использовалась школьными психологами и педагогами, стремившимися найти действенные способы прицельного развития правого или левого полушарий. Но в последнее время психологи вместо того, чтобы вовлекать учеников в определенную деятельность по активации логики или творческих способностей, предлагают более целостный подход.

«Мозг нуждается в совместной работе двух полушарий, — говорит доктор Роберт Мелилло, известный автор и эксперт в области нейропсихологии и нейроповеденческих расстройств у детей. – Сбалансированная работа головного мозга ребенка обеспечивает хорошее функционирование пищеварительной и иммунной системы, а также повышает интеллектуальные способности. Если работа мозга не сбалансирована, у ребенка могут возникать проблемы с моторными (двигательными) навыками, способностью обрабатывать информацию, а также проблемы с пищеварительной, гормональной и иммунной системами».

А значит, родителям необходимо попытаться отыскать, в чем кроется дисбаланс у их ребенка. Дети, имеющие левополушарные задержки, могут испытывать трудности с письмом (с написанием) и смысловым восприятием языка. Задержка в развитии правого полушария мозга может проявляться в виде неуклюжести, неправильной осанки и слабых навыков моторики. Если вы не знаете с чего начать, врач или психолог могут помочь вам понять источник любого дисбаланса.

Как достичь баланса полушарий мозга

Доктор Мелилло и Шерианна Бойл, школьные психологи, подчеркивают, что существуют конкретные способы, которыми вы можете помочь вашему ребенку сбалансировать работу мозга. К тому же, выполняя несколько простых упражнений, вы и ваш ребенок можете весело и интересно провести время.

Пересечение средней линии тела. Играйте в игры, которые буквально вынуждают ребенка пересекать среднюю линию его тела. Например, пусть ребенок помарширует на месте, высоко поднимая колени, и при этом левой рукой хлопает по правому колену, а затем правой рукой хлопает по левому колену. Вы можете немного усовершенствовать игру и придать ей более забавный характер, добавив в качестве фона любимую музыку. Под динамичные песни движения должны ускоряться, а под более спокойные, соответственно, замедляться. Чередуйте их для разнообразия.

Включение воображения. Позвольте вашему ребенку перенести вас в мир грез. Поощряйте его придумывать себе всевозможные игры или импровизировать в разыгрывании сценок с участием его мягких игрушек. Такое проявление творчества может действительно помочь вашему ребенку в развитии его правого полушария мозга.

«Отжимания» с карандашом. Упражнение следующее: держите карандаш перед носом ребенка. Расстояние должно быть достаточно далеким, чтобы не видеть двоения и при этом достаточно близким, чтобы по-настоящему сосредоточиться на предмете. Медленно перемещайте карандаш вперед по направлению к ребенку и попросите его указать вам тот момент, когда он увидит вместо одного карандаша два. Попросите ребенка постараться сфокусировать свой взгляд так, чтобы снова увидеть один карандаш. Как только у него получится достичь желаемой резкости, переместите карандаш еще немножко ближе, пока он снова не увидит два карандаша. И затем медленно двигайте карандашом обратно. Повторите так три раза. Это упражнение помогает укрепить мышцы глаз и потренировать мозг.

Жонглирование. Жонглирование — это отличная широкомасштабная деятельность мозга по балансу, ведь она требует хорошо скоординированных моторных навыков и сосредоточения внимания на объектах, которые перемещаются от одной стороны тела к другой. И хорошо то, что такой вид активности способен увлечь ребенка на несколько часов.

Свободное владение словом. Предложите ребенку следующую игру: пусть он за 60 секунд постарается назвать как можно больше слов (любой тематики), начинающиеся на определенную букву. Посчитайте сколько слов он смог перечислить и понаблюдайте за их количеством в динамике. Вы увидите, как ему будет удаваться это все лучше и лучше. Если у вашего ребенка присутствует соревновательная жилка, это упражнение поможет ему улучшить баланс мозга и научит соревнованию с самим собой, что тоже очень важно.

Игра «что если». Суть игры в том, чтобы задавать самые разные вопросы, которые непременно должны начинаться со слов «что если». Что если мы все переселимся на Луну? Что если бы ты научился летать? Что если бы Бэтмен был реальным? Задайте вашему ребенку несколько вопросов в стиле «что если» и проведите совместное обсуждение ответов на некоторые из них. Такая деятельность подталкивает детей мыслить нестандартно и развивает их творческий потенциал, используя языковые навыки левого полушария мозга. Вы также можете задать более практичные вопросы. Что если мне сделают больно? Что если кто-то будет меня дразнить? Обсудите возможные решения таких ситуаций.

Физическая активность. Выйдите из дома и поиграйте с «летающей тарелкой». Просто прогуляйтесь на свежем воздухе. Поиграйте в футбол на местном стадионе. Упражнения являются отличным стимулом для мозга в целом, а спортивные состязания без какой-либо строгой структуры помогают сбалансировать мозг. Поездка в парк – это также отличная возможностью завести новых друзей и улучшить свои социальные навыки.

Искусство. Помогайте ребенку раскрыть в себе творческую сторону. Можно просто в магазине канцтоваров купить карандаши, краски и альбомы для рисования. А можно пойти намного дальше и записать ребенка в кружок гончарного искусства, живописи или договориться об уроках музыки.

Учитесь расслабляться. Стресс может серьезно затруднить работу мозга. Дети и взрослые способны настолько сильно погружаться в проблему, что от возникшего напряжения, связанного со стрессовым состоянием организма, у них возникают когнитивные проблемы с концентрацией внимания и обработкой поступающей информации.

У каждого ребенка присутствует определенная степень дисбаланса мозга. У кого-то превалирует левое полушарие, а у кого-то – правое. Эти упражнения, как и другие способы творческого самовыражения, помогут содействовать его сбалансированной работе. Как только ваш ребенок начнет делать успехи в балансе мозга, вы заметите и будете невероятно рады его лучшей концентрации внимания, более уравновешенному настроению, лучшей моторике и укреплению физического здоровья.

Далее описаны шесть различных занятий, которые вы можете делать вместе с ребенком для того, чтобы способствовать здоровому развитию его мозга, и в итоге улучшить ряд ключевых исполнительных функций. Кстати, эти упражнения не только помогают детям, они эффективны и для взрослых!

1. «Лифт-дыхание». Практика глубокого дыхания («лифт-дыхание» или перемещение дыхания ко всем частям тела) помогает улучшить память, а также эмоциональный контроль. Дети любят его выполнять, а значит, вы можете делать его чаще. Приступить к нему можно в положении сидя, скрестив ноги, или в положении лежа. Сначала пусть ребенок просто спокойно и ровно подышит.

Далее скажите ему следующее: «Представь, что твое дыхание, как на лифте двигается через все твое тело. Для запуска лифта тебе нужно дышать через нос. Выдохни весь воздух, который у тебя есть. Потом начинай вдыхать и пусть лифт (с дыханием) медленно поднимется до уровня груди. Задержи его там. Теперь снова выдохни весь воздух. Опять вдыхай так, чтобы твой лифт поднялся уже на самый верхний этаж, через горло в лицо и лоб. Задержи его. Теперь выдохни и почувствуй, как вместе с выдохом этот лифт уносит вниз все твои проблемы и заботы — вниз через грудь, живот, ноги, а дальше через двери лифта и вовсе из твоего тела».

2. Тренировка координации мозга/тела. Наш мозг и наше тело являются частью общего целого – нас. А значит, физические нагрузки необходимы им в равной степени. Когда мы тренируем их одновременно, мы фактически помогаем различным функциям мозга более активно взаимодействовать и поддерживать состояние синхронизации. Т.е. важно понимать, что координация движений — это функция как нашего мозга, так и нашего тела.

Упражнения, представленные ниже, содействуют интеграции важнейших функций мозга, делая его работу более эффективной.

Шевеление пальцами ног. Это упражнение очень помогает координации. Дети всех возрастов могут легко научиться выполнять его. Каждое утро, прежде чем встать с постели, попросите ребенка медленно начать двигать всеми своими пальцами на обеих ногах вверх и вниз, а затем только двумя большими пальцами.

Движения не ведущей рукой. Попросите ребенка попробовать что-нибудь поделать его неосновной рукой. Если он правша, пусть использует левую, а если левша, то — правую руку, например, что-то напишет, оденется или будет пользоваться ложкой или вилкой во время приема пищи.

Перемещение наискось. Вы можете сделать это простое упражнения вместе с ребенком. Необходимо в положении сидя коснуться правым локтем левого колена. Сделайте это упражнение пять раз, а затем выполните левым локтем к правому колену. Повторите несколько раз. Другой вариант: вы можете сделать «мельницу». В положении стоя, ноги на ширине плеч, поочередно коснитесь правой рукой левой ноги и наоборот. Повторите несколько раз.

Освоение клавиш. Обучение игре на фортепиано или электронных клавишных инструментах является одним из лучших способов улучшить интегративные процессы головного мозга. Воспользовавшись обучающим видео, широко представленным в Интернете, вы можете освоить игру даже дома.

3. Игра на концентрацию. Упражнения, позволяющие улучшить память и концентрацию внимания, важны для всех нас!

Для детей младшего возраста вы можете предложить следующую игру: возьмите несколько игрушек и выстройте их в ряд. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. Затем накройте их чем-нибудь и уберите одну из игрушек (так, чтоб ребенок не видел). Раскройте. Задача ребенка постараться назвать отсутствующую игрушку. Вы можете также предложить ему запомнить короткий список знакомых предметов вашего дома. Пусть он постарается вспомнить их в прямом и в обратном порядке.

Для детей старшего возраста и подростков можно предложить такую игру: разложите перед ними любые предметы, какие только найдете, дайте 15 секунд, чтобы рассмотреть, а затем заберите их из поля зрения. Пусть ваш ребенок постарается вспомнить эти предметы, а вы подсчитайте, сколько ему удалось назвать в процентном отношении. Начните с пяти и по мере того, как ребенок освоит выполнение задачи, наращивайте их количество дальше. Вы можете также потренировать слуховую память, предложив повторить за вами вслух ряд случайных чисел или слов. Начните всего лишь с 2-х или 3-х и также работайте над увеличением их количества.

6. Ежедневное время общения/«триумфы и крушения». В современном мире с его непрерывными смсками, интернет перепиской и телефонными разговорами, полноценное общение становится, по истине, утраченным видом искусства. Если вы сможете ежедневно выделять время на каждого своего ребенка, чтобы узнать о его победах и проблемах и в ответ поделиться своими, это позволит значительно улучшить его коммуникативные и разговорные навыки. Обсуждение успехов и трудностей могут также помочь в изучении навыков решения различного рода проблем.

Реализация всех этих упражнений и занятий позволит не только улучшить исполнительные функции мозга, но и построить хорошие отношения и снизить уровень стресса у всех участников, как у детей, так и у взрослых. Для ребенка игра может быть работой, очень необходимой для его всестороннего развития. Взрослому же очень полезно время от времени «встречаться» со своим внутренним ребенком. Так что ваши совместные веселые «тренировки» мозга будут способствовать обоюдному развитию.

Нейродинамическая гимнастика для тренировки мозга у детей

Гимнастика для мозга для маленьких детей — это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, восстановлению речевых функций.

Что такое нейрогимнастика

Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение, «логос» — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Нейрогимнастика для детей

Как возникла эта методика

После проведения научных исследований выяснилось, что благодаря определенным физическим упражнениям происходит благоприятное влияние на развитие интеллекта.

Обратите внимание! Вскоре ученым удалось создать новую систему «Кинестетический процесс», направленную на оптимизацию деятельности мозга через физические упражнения.

Над созданием новой программы нейрогимнастики — «Упражнения для детей от 3 лет» — работали американские психологи Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга, благодаря правильно подобранным физическим упражнениям.

Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика

На сегодняшний день значительно увеличилось количество детей, которые имеют комплексные нарушения в развитии. Они сталкиваются с трудностями в обучении, им сложно адаптироваться в определенной среде. Для решения этой проблемы нужно провести кинезиологическую коррекцию.

Занятия нейрогимнастикой назначаются детям в возрасте 7-12 лет. Тренировки можно проводить и в дошкольный период. Гимнастика развивает интеллект ребенка, учит читать, писать. После проведения упражнений полностью восстанавливается организм, так как повышается иммунная система.

Важно! Специально подобранные домашние упражнения координируют работу правого и левого полушарий, а также развивают взаимодействие тела с интеллектом.

Гимнастика для мозга упражнения для детей возбуждает определенный участок мозга и включает механизм объединения мысли. Поэтому ребенок может с легкостью воспринимать новый урок.

Нужно ли проводить профилактические процедуры ребенку

Причины и задачи

Если ребенок уже посещает младший класс, то нужно обратить внимание на его способности. Ведь некоторым детям сложно усвоить новый материал. Они сталкиваются с проблемами памяти. У малышей не сформирована речь, повышена утомляемость. Чтобы устранить трудности, связанные с обучением и общением, врач должен назначить соответствующие тренировки.

Обратите внимание! Причиной для обращения к нейропсихологу могут стать соматические заболевания, детская гиперактивность, неустойчивая психика ребенка.

Задачи кинезиологических занятий:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие комиссур (межполушарных связей).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.
  • Устранение дислексии и дисграфии.

Чем полезна нейрогимнастика для дошкольника

Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие. Польза состоит в следующем:

  • стимулирует память, мыслительную деятельность;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Как упражнения по нейрогимнастике влияют на мозг

Благодаря кинезиологическим тренировкам, в организме ребенка происходят положительные изменения, например, ребенок становится сильным, пластичным, выносливым, гибким. Нейрогимнастика для детей, комплекс упражнений которой направлен на борьбу с проблемами в развитии интеллекта, позволяет также выявить скрытые способности малыша.

Важно! Динамический процесс нужен в том варианте, если требуется улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

Детям необходимо делать растяжки в положении лежа, сидя, стоя. Ребенок сам выбирает интересных для него персонажей. Например, можно изобразить любое животное, цветок, птицу и прочее.

Упражнения, оказывающие положительное влияние на мозг

Классификация упражнений

Вот несколько упражнений, которые благоприятно влияют на мозг человека:

Обратите внимание! Данная физкультура поможет положительно настроиться на выполнение определенных действий. Зарядка приводит в готовность вестибулярный аппарат.

Для выполнения действия нужно одной рукой провести углубления между первым и вторым ребрами. Другую руку следует поднести на зону пупка. Подобное упражнение оптимизирует деятельность мозга.

Такие движения помогут вовлечься в любой процесс и полноценно воспринять сведения. Влияние кинезиологической тренировки способствует активизации работы интеллекта. Действия нужно повторять примерно до 10 раз. Для начала можно попробовать до 5 раз.

Физические действия можно выполнять стоя, сидя, лежа. Главное условие — скрестить лодыжки ног. Затем нужно вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу. Руки нужно держать на таком расстоянии, чтобы опустить локти к низу.

Тот, кто занимается гимнастикой, должен регулярно отдыхать.

Обратите внимание! Детский организм — это хрупкий механизм, поэтому не стоит малышей подвергать тяжелым нагрузкам. Для релаксации подойдет музыка, танец. Зарядка выполняется медленно от трех до пяти раз.

Примеры упражнений для развития мозга

Ученые разработали упражнения, которые активизируют деятельность мозга. Среди них представлены наиболее популярные тренировки:

  • «Ленивые восьмерки для глаз»

Нужно вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описать восьмерки в горизонтальном поле видения. При этом рекомендовано следить за движением большого пальца только глазами, а также рисовать восьмерки справа налево и наоборот. Действия придется повторить 8-10 раз.

Ухо — это сложный орган, на поверхности которого находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать или говорить.

Одной рукой следует растянуть края ушей. Проводить действия рекомендовано от 4 до 5 раз. Далее придется помассировать сосцевидный отросток. Длительность занятия составляет от 4-9 мин.

Особенности упражнений для развития мозга

Для детей 4-5 лет

Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота». Малыш должен закрыть глаза, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность — 1-2 минуты.

Обратите внимание! Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.

Для детей 5-6 лет

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга дошкольник должен выполнить простое упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности.

  • сначала ладонь выпрямлена;
  • потом — сжимается в кулак;
  • далее ладонь ставится ребром;
  • после этого последовательность повторяется.

Нейрогимнастика очень проста и доступна — упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Если ребенку требуется серьезное лечение, тогда его можно записать на занятия по ментальной арифметике. Они направлены на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка, а также улучшают его умственные способности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

10 легких упражнений для мозга ребенка – повышаем интеллект

Добрый день, друзья! Знаете ли вы, что, сформировав положительную привычку ежедневно выполнять 10 легких упражнений для мозга ребенка, вы поможете малышу стать более сообразительным, внимательным, активным? Да и нам самим до самой глубокой старости важно сохранить ясность ума, поэтому займемся зарядкой для обоих полушарий вместе с детками!

Какие существуют способы активизировать мозг?

Хочу в сотый раз повторить, что между активностью мозга и ловкостью пальцев существует тесная связь. Исходя из этого, в детском возрасте, особенно – раннем, начинать стимулировать процессы в полушариях нужно с тренировки пальчиков. Об это много написано, а у меня так почти все материалы в той или иной степени посвящены вопросам моторики, сенсорики и т.п. Но упражнения для рук – лишь одна из составляющих комплекса мероприятий для детей.

Основные, по моему мнению, направления работы, связанные с усилением интеллекта:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Логоритмика;
  • Кинезиологические тренировки;
  • Самомассаж;
  • Нейробика;
  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • Творческие занятия;
  • Дидактические игры и задания;
  • Мнемоника;
  • ТРИЗ;
  • Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.

Что касается гимнастики для пальчиков, творческих занятий, дидактических игр, мнемоники, логоритмики (гимнастика под декламацию), ТРИЗ и обучающей деятельности, то об этом я пишу постоянно. Если интересно, ищите статьи. Вам в подспорье даю отличную литературу по усилению работы извилин и памяти ребенка:

  • «Развиваем внимание, память и речь» – удобные карточки на скрепке понравятся и воспитателям, и родителям;
  • «Развиваем внимание и память. Для детей 5-6 лет» – интересная подборка упражнений, которые помогут занять и обучить детку;
  • [urlspan]«Стихи-врушки, которые помогут детям развивать внимание и память»[/urlspan] – отличная идея для семейных вечеров. В стихах намеренно допущена ошибка, нужно найти ее на слух;
  • «Развиваем память и мышление. Для детей 4-5 лет» – уникальное пособие, которое сделает из малыша в будущем отличника в школе;
  • «Тренируем память и внимание» из серии «365 дней до школы» – пора активной подготовки для будущих первоклашек;
  • «Скоростная память» – авторское пособие по мнемонике, адресовано желающим любого возраста улучшить способности к запоминанию.

На закуску «УчМаг» предлагает принять участие в офлайн-вебинаре «Формирование навыков письма: психофизиологические основы (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)» – материалы помогут педагогам найти ключ к каждому ребенку в процессе обучения, используя психофизиологические механизмы.

На зарядку, на зарядку, на зарядку – становись!

Сегодня я решила подобрать небольшой комплекс упражнений для деток, который можно выполнять после или вместо зарядки в любое время суток, но лучше – утром.

Помните, что только личным примером можно перевоспитать человека, даже маленького. Так что, становитесь и вместе выполняйте нехитрый комплекс. Будем чередовать упражнения, чтобы было нескучно и максимально эффективно. Все движения, как вы заметите, рассчитаны на одновременное участие обеих рук и ног в отдельных случаях. Именно этот момент является главным условием для развития обоих полушарий мозга.

  • Разбудим ушки: отлично бодрит и воздействует на активные точки массаж ушей. Нужно их мять обеими ручками, а также загибать вперед и разгибать.
  • Кинезиологическая часть: уши-нос. Одной рукой берем себя за мочку уха, второй – за кончик носа. Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук.
  • Физкультура: шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и противоположного локтя.
  • Я – красивый: ладошки устанавливаем так у лица, чтобы большие пальцы упирались в подбородок, а остальные пальцы в сомкнутом состоянии находились на щеках. Одновременно обеими ручками с небольшим нажимом гладим щеки от носа к ушам.
  • Я – хороший: одна ручка гладит макушку круговыми движениями, а вторая – животик, затем меняем руки.
  • Художник: сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ножки от пола и нарисовать обеими ножками синхронно круг в воздухе.
  • Крабик: растопыриваем пальчики «крабиком» твердо и начинаем одновременно двумя ручками массировать голову круговыми движениями.
  • Колечки: сначала на одной руке делаем поочередно колечки большим и указательным, большим и средним, потом безымянным и мизинчиком. Затем второй ручкой и одновременно перебираем пальчиками обеих рук.
  • Незнайка: пожимаем плечами, как будто чего-то не знаем. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими.
  • Любимое для деток упражнение: лежа на полу, поднимаем руки и ноги и синхронно трясем ими в воздухе. По команде «Замри» – полностью расслабляемся.

Еще подсказки, чтобы не надоели упражнения

Я знаю, что большинству из вас, дорогие друзья, сложно не то, что зарядку заставить малышей делать, их поднять спозаранку невозможно. Но у дисциплинированных родителей и детки такие же. Если не приучили вовремя ложиться в постель вечером, то логично, что утром вас ждет ежедневная суматоха. Постарайтесь изменить ситуацию, пока ребенок в саду. К школе чрезвычайно важно выработать грамотный режим дня с обязательной утренней зарядкой.

Чтобы не наскучил быстро первый комплекс, даю еще список упражнений для чередования. Как вы сможете заметить, для их выполнения не всегда потребуется участие обеих рук, но это неважно. Как бы там ни было, регулярные занятия обеспечат прекрасное развитие правого и левого полушария мозга. Советую и вам серьезно к ним отнестись. Говорят, что таким образом можно спастись от всепоглощающего склероза (замечали уже за собой?):

  • Массаж: ребром то правой, то левой ладони растираем лобик от корней волос до переносицы и обратно.
  • Кинезиология: руки в замок, переплетя пальцы. Теперь каждым пальцем по очереди делаем круговые движения, не разжимая замок.
  • Физкультура: руки в стороны, закрыли глаза и шагаем по воображаемому бревну.
  • Шарик: соединяем пальцы обеих рук шарообразно. Надавливаем пальцами на пальцы, одновременно широко раскрывая рот.
  • Для развития творческих способностей: левую ручку кладем на животик, правую – на лобик по центру. Глазки закрыты. Массируем круговым движением лобик, представляя себе голубой шар.
  • Обеими ручками одновременно рисуем в воздухе круги, петли, буквы.
  • Сидя на полу, сгруппировавшись, перекачиваемся вперед-назад, как мячик.
  • Сложное, но эффективное кинезиологическое упражнение: пальцы одной руки показывают знак «окей», а второй – знак «мир». Теперь наоборот и чередуем, набирая скорость.
  • Повороты головы: голову поворачиваем вправо, затем медленно ведем подбородок вниз через грудину и влево. Затем обратно.
  • Гладим себя: ладошкой ведем мягко от макушки по лицу, по шее на грудь, второй рукой – от макушки до основания шеи.

Что еще добавить?

Знаете, раннее постепенное ослабление памяти и мыслительных процессов в коре головного мозга – бич современного человека. Бывает, слово забудешь напрочь, или направляешься в другую комнату и забываешь цель «визита», не говоря уже о запоминании номеров телефонов. Чтобы постоянно держать в тонусе наши извилины, специалисты рекомендуют следовать таким правилам интересной науки – нейробики:

  • Периодически менять привычный маршрут на работу, домой, на прогулке.
  • Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубе, есть и т.п.)
  • Разгадывайте ребусы, загадки, решайте с ребенком задачки.
  • Старайтесь каждый день выучить 2-3 иностранных слов.
  • Забудьте о калькуляторе и считайте в уме.
  • Намеренно запоминайте разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.
  • Находите время для новых эмоций и опыта.
  • Тренируйте тело, и мозг получит больше кислорода.

Все эти правила стоит внедрить в свою жизнь, я думаю, если на кону – спасение памяти и способности трезво мыслить до глубокой старости. А у вас есть свои рецепты, как заставить мозг работать лучше? Поделитесь, прошу!

На этом пока буду заканчивать, но завтра новый день и новый материал. Стандартная просьба: делитесь материалами и лайкайте все, что понравится на моем блоге! Также милости просим в нашу компанию новых подписчиков, будет интересно!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Развивающие центры или информационные уголки нашего сада

Приветствую вас друзья и дорогие читатели блога с вами Татьяна…

Предметно-речевая среда

Доброго времени суток, уважаемые посетители моего блога, с вами снова…

Какие бывают шаблоны на детские шкафчики

Доброго здравия уважаемые читатели. Хочу предложить вам занимательную, развлекательную тему…

Читать еще:  Детский фитнес упражнения
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector