Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста – это профилактика простудных заболеваний, способ обойтись без лекарств для лечения кашля, астматического бронхита.

С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

Давайте разберемся, зачем нужна дыхательная гимнастика, при каких заболеваниях эффективна, как ее использовать, почему так популярна.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
  6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

Упражнения

Тренажер Стрельниковой предусматривает комплекс упражнений для детсадовцев. Всего их 14, но начать нужно с первых трех (базовых):

Осваивать дополнительный комплекс можно ближе в 6 годам.

Рекомендуется использовать базовые упражнения для разминки и как основу любых занятий предназначенных для развития речевого, физиологического дыхания.

Ладошки

Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

  • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
  • При вдохе ладони сжимаются.
  • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
  • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.

Выполнять упражнение 96 раз.

Погонщик

Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

  • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
  • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.

После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

Повторить цикл 12 раз.

Насос

Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

  • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
  • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза – 5 секунд.

Повторять цикл 12 раз.

Кошка

Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

  • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
  • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
  • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.

Количество повторов: 12 раз по 8 вдохов в одну сторону и другую.

Цель: нормализация ритма дыхания при движении, восстановление тонуса мышц речевого и дыхательного аппаратов.

Цикл заданий представлен двумя видами упражнений “Передний”, “Задний шаг”.

Начинать следует с освоения техники “Переднего шага”:

  • Исходное положение (ИП):ребенок стоит на полу, спина прямая, руки вытянуты по швам.
  • Дошкольник поднимает одну ногу, сгибает ее в колене, медленно тянет к животу. На другой ноге одновременно выполняется легкое приседание. В момент движения корпусом делается короткий вдох носом. Корпус сохраняет прямое положение, не сгибается вперед или назад.
  • На выдохе ребенок занимает ИП.
  • Затем повторяет упражнение, приседая на другой ноге.

Количество повторов: 8 подходов.

Техника “Заднего шага”:

  • ИП: стоя, спина прямая, одну ногу завести назад, согнуть в колене (не до конца).
  • Выполняя приседания на прямой ноге, ребенок вдыхает шумно через нос. Возвращаясь в ИП, выдыхает через рот. Потом меняет ноги местами. Во время приседаний можно поднимать руки не выше пояса.

Повторы: 4 на каждой ноге. В итоге получается 8 циклов вдоха-выдоха.

Обними плечи

Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

  • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
  • Отпустить плечи и выдохнуть.
  • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.

Количество повторов: 12 подходов, в каждом 8 вдыханий и выдыханий.

Повороты головы

Цель: тренировка мышц гортани.

  • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
  • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
  • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
  • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.

Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.

Комплекс при аденоидах

С помощью занятий по авторской методике возможно устранить патологическую гипертрофию (аденоиды) 1 и 2 степени.

При наличии 3 степени развития болезни требуется хирургическое вмешательство, а дыхательные упражнения для детей по Стрельниковой используются в качестве реабилитационных методов для восстановления подвижности мышц, восстановления тканей.

По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

Комплекс при заикании

Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

  • Ладошки
  • Погончики
  • Насос
  • Кошка
  • Обними плечи
  • Звуковые упражнения

Дыхательная гимнастика для развития речи будет эффективной только при регулярном выполнении. Изменения в общем состоянии малыша и улучшение темпа речи родители смогут заметить спустя 1-2 месяца после начала занятий.

При логоневрозе важно изменить отношение ребенка к дыханию и речи. Научите дошкольника управлять диафрагмой. Она должна участвовать в звукообразовании, быть активной и подвижной. Во время тренировки следите за напряжением мышц голосового аппарата. Готовьте их к работе, сделайте выносливыми и сильными, заставляйте ребенка четко смыкать связки при фонации.

Комплекс при астматическом бронхите

Применение комплекса упражнений для астматиков имеет свои особенности:

Дыхательная гимнастика для детей при астме направлена на развитие ритмичного вдоха и выдоха.
Запрещается делать слишком глубокие вдохи.
Упражнения на дыхание для детей при обострении заболевания могут вызвать кашель. В этот период лучше делать движения корпусом между вдохом и выдохом.
Если ребенок чувствует приближение приступа удушья, то, выполняя задание “Насос”, может остановить его. Нужно ритмично дышать не менее 7 минут.

Для облегчения состояния астматиков применяют следующие упражнения для дыхательной гимнастики:

Несмотря на эффективность гимнастики при астме и других недугах, забывать о терапевтическом, медикаментозном лечении детей нельзя.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей – это отличный способ продуктивно лечить многие заболевания, связанные в параличом мышц речевого, дыхательного аппарата. Эффективно применяется при реабилитации детей с ДЦП, логоневрозами, астмами, на логопедических занятиях. Детям нравится дыхательная гимнастика Стрельниковой за возможность шумно подышать носом в компании взрослых, делая активные движения телом. Занятия лучше проводить на улице или хорошо проветривать помещение.

Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста Воспитатель ГБОУ школы имени Ф.М. Достоевского первой категории Родионова А.В.

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется.

Универсальность гимнастики: оздоровительная и развивающая восстанавливающая силы и улучшающая настроение выполняется сидя, лежа, стоя в помещении и на улице выполняется как по частям, так и комплексно индивидуально и с группой детей повышает внимание и улучшает память улучшает речевое дыхание и звучность речи

Время и место дыхательной гимнастики в режиме дня дошкольника может проводиться в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды и один час после еды) на утренней гимнастике физкультурном занятии гимнастике после дневного сна на прогулке (температура – выше 10-12 *) На прогулке гимнастика особенно полезна: — свежий воздух — есть возможность для индивидуальных занятий — организованный выход на участок и возвращение с прогулки можно провести «шмыгая носиками» во время ходьбы

Основные правила выполнения: Думать только о вдохе носом, тренировать только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок). Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (носом, выдох – абсолютно пассивный (через рот). Вдох делается одновременно с движениями. В дыхательной гимнастике Стрельниковой нет вдоха без движения, а движения – без вдоха. Все вдохи-движения в гимнастики делаются в темпо ритме строевого шага.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с основных упражнений «Ладошки» Встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить. Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Подражать мы будем кошке В кулачки сожмем ладошки. Запах мышки мы узнаем – Делать вдох не забываем. Коготки мы выпускаем – Мышку быстро мы поймаем!

«Погончики» Встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

Руки в кулачки сжимаем – Теперь руки вниз толкаем, Кулачки тут разжимаем – Воздух носиком вдыхаем.

«Насос» Встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот

Едем, едем мы домой. На машине легковой. Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп! Из багажника насос достанем Шину быстро накачаем!

«Кошка» Встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками легкое «сбрасывающее» или, наоборот, хватательное движение.

Читать еще:  Постановка шипящих звуков у детей упражнения

Вышла кошка на охоту – Воробьев поймать охота. Вправо смотрит – нет добычи, Влево смотрит – видит их.

«Обними плечи» Встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой – все равно. Главное – помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

Ой, ребята, замерзаем – Плечи дружно обнимаем!

Данный комплекс упражнений поможет предотвратить частые простудные заболевания, облегчить состояние при недуге, укрепить защитные силы организма. Хороший жизненный тонус и крепкое психофизическое здоровье гарантируют правильное развитие детей.

Спасибо за внимание!

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Родионова Анна ВасильевнаНаписать 0 26.02.2019

Номер материала: ДБ-470219

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    26.02.2019 85
    26.02.2019 68
    26.02.2019 82
    26.02.2019 90
    26.02.2019 123
    26.02.2019 122
    26.02.2019 172
    26.02.2019 131

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: для детей дошкольного возраста

21 век давно стал временем технологического развития. У молодежи значительно ухудшается здоровье из-за самых разных проблем. Сейчас среди школьников и студентов больше приветствуется умственная нагрузка, а физкультуры в жизни детей становится все меньше и меньше. От этого двигательная активность подрастающего поколения значительно уменьшается, что приводит к новым проблемам со здоровьем и этот круг замыкается. Но эти изменения в жизнедеятельности представителей современной молодежи обусловлены временем, в котором они проживают. Отсюда следует очень простой вывод: к любым обстоятельствам всегда можно и нужно подстроиться. Тем более что есть множество простых упражнений. Но, как известно, спортом нужно заниматься регулярно, начиная еще с дошкольного возраста. В материалах этой статьи пойдет речь о дыхательной гимнастике Стрельниковой, разработанной для детей дошкольного возраста, но и школьники, и более взрослые дети могут использовать эти упражнения для улучшения самочувствия и общего состояния.

Актуальность дыхательной гимнастики для дошкольников

Переоценить актуальность дыхательной гимнастики во времена технического развития крайне сложно. Упражнения на дыхание не заставляют делать сложные движения. В тоже время они раскрывают легкие человека, насыщая внутренние системы необходимым количеством кислорода. Дыхательная гимнастика развивает мускулы грудной клетки, что в последствие увеличит показатели в положительную сторону.

Спокойствие организма невозможно без медленного дыхания. Отсюда и множество факторов, которые не всегда доступны современному человеку. Так выход из стрессовой ситуации возможен при возобновлении спокойного дыхания. А этому научиться можно только во время гимнастических упражнений. Сюда же повышенные нагрузки, плохая экология и прочее излучение техники. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья. Так в последние годы появилась тенденция множественных заболеваний у детей до 7 лет. Причем тут же сказывается дефицит массы тела. Он появляется при снижении двигательной активности. Дети больше играют в видеоигры.

Важно: дыхательная гимнастика является хорошей тренировкой речевого аппарата и показана детям, страдающим речевыми нарушениями, например, заиканием. Умение правильно дышать помогает расслабить речевые центры и благоприятно сказывается на речи ребенка.

Актуальность дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста переоценить невозможно. А современные медики вообще говорят, что такие упражнения способствуют увеличению сопротивляемости иммунитета. Ведь сейчас есть упражнения, методы и способы для проведения подобных упражнений.

Педагогическая целесообразность дыхательной гимнастики

Внедрение технологий привело к меньшему развитию дошкольников и даже ухудшению показателей успеваемости детей различных возрастных групп. Их внимание отвлечено на видеоигры или мультики. В ДОУ сейчас нет программ, способных противостоять этому. Поэтому весь упор лучше делать на физические упражнения. Но вести детсадовцев на турник или брусья крайне глупо. А вот дыхательная гимнастика выручает.

Кстати, неврологи утверждают, что использование в жизни детей таких гаджетов, как смартфоны, планшеты и компьютеры негативно сказывается на их психоэмоциональном развитии. Частые игры тормозят речевые центры головного мозга, вызывая самые различные проблемы со здоровьем, начиная от задержки речевого развития и неумения формулировать мысль, и заканчивая серьезными проблемами неврологического характера.

Целесообразность с точки зрения педагогики полностью оправдана хорошими результатами. Причем применение дыхательной гимнастики не требует дополнительных денежных затрат. Даже специалистов привлекать не нужно. Все, что необходимо от преподавателей это наличие времени на изучение программы, проветриваемое помещение и сконцентрировать внимание детей. Все это доступно и без каких-либо сложностей.

Показана для взрослых и детей. Отсюда можно смело двигаться к завладению внимания детей. Ведь им потребуется брать пример, а это напрямую является положительным воздействием. Особенно в случаях непосед.

Польза дыхательной гимнастики для дошкольников

По мнению медицинских специалистов, упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой сочетаются с множеством даже самых простых действий. А именно:

  • Ходьба, бег, плаванье;
  • Восстановление работоспособности органов после переноса тяжелых заболеваний;
  • Профилактика болезней, которая доступна даже малоимущим семьям.

Также нельзя забывать про следующие преимущества от ведения дыхательной гимнастики:

  • Проведение занятий не требует каких-то особенных условий или наличие спортивного инвентаря;
  • Уже на первой стадии объем легких увеличивается во много раз;
  • Насыщение всех органов кислородом в необходимых количествах;
  • Тренировка мышечной активности грудной клетки помогает в будущих спортивных начинаниях;
  • Иммунитет активизируется, что приводит защитные механизмы организма в действие;
  • Снижение артериального давления и укрепление стенок сосудов с внутренней части.

Оценка даже одного показателя из множества приведет к ошеломляющим результатам. А эффективная помощь в лечении огромного списка болезней и недугов только улучшается, когда организм насыщается кислородом. При минимальных занятиях в 10 минут на чистом воздухе или при открытом окне обеспечит взрослым и детям отличное настроение и огромное количество энергии. Последующие изменения во внутренних органах станут приятным удивлением для человека.

Любые хронические заболевания или наличие сахарного диабета станут меньше влиять на жизнь детей. Если наблюдаются проблемы в сердечно-сосудистой системе или с работой нервов, то дыхательная гимнастика принесет свои плоды через одну-две недели. Организм станет меньше переутомляться, а все процессы внутри него получают дополнительный стимул к развитию. Никакого стресса или прочих факторов, отрицательно влияющих на это.

Польза от выполнения таких упражнений в некотором роде может оказать благоприятное воздействие на становление осанки детей. Ведь делая дыхательную гимнастику, дети будут вытягиваться в рост. Это даст оптимальный темп развития и последующую нормализацию работы всего тела.

С чего начать занятия?

Во-первых, необходимо подготовить помещение. Если оно захламлено, то потребуется убрать все предметы мебели. Во-вторых, произвести уборку внутри. Не должно быть пыли, грязи, плесени и прочих грибковых образований. Следующий шаг направлен на дезинфекцию и проветривание. Вместо хлорки лучше использовать более щадящие вещества. Тем более, когда начнется проветривание холодным воздухом после уборки. Если какие-либо бактерии и выживут, то низкая температура добьет их окончательно. В-третьих, помещение не должно быть холодным или слишком прохладным. После этих действий его потребуется нагреть до необходимого минимума и прибавить еще 5-6 градусов. Ведь упражнения проводятся при открытой форточке. Это означает, что дети будут дышать свежим воздухом. Исключение заболеваний для педагогов должно являться наиважнейшим фактором.

Дальнейшие действия должны проходить в определенной последовательности. Каждое занятие лучше проводить на голодный желудок. В ДОУ это время перед приемом пищи. Подготовительных упражнений не требуется. Дети разводятся по всей комнате так, чтобы можно было им стоять в полном комфорте. На одного дошкольника примерно 1кв.м. Дальнейшие действия проводятся в зависимости от выбранной программы или конкретных упражнений. Их очень много. Причем некоторые можно даже проводить в виде песен.

Проведение конкретных занятий для облегчения протекания болезней

Есть специальные занятия, способствующие вылечиванию недугов. Дыхательная гимнастика не всегда помогает во всех направлениях. Иногда есть подготовительные упражнения или связывающие. В любом случае, каждое из них нацелено конкретный результат.

Упражнение — Ладушки

Дети становятся напротив преподавателя. Руки складываются в локтях ладошками наружу. От тела должны разделяться на расстоянии 2-3 см. Следующим действием происходит вдох, а ладони сжимаются в кулаки. Сила должна быть нормальной. Это очень важно для внутренних процессов. Выдох происходит в свободной форме, через рот или нос, не важно. Кулаки разжимаются.

Гимнастика осуществляется в свободной форме. Воздух должен активно циркулировать по организму. После 4-6 полных оборотов упражнения наступает небольшая передышка. Она сопровождается до 15 секунд. Затем все повторяется. Для дошкольников необходимо проводить не меньше 100 оборотов. То есть, 100 вдохов и 100 выдохов. После двух-трех дней можно увеличивать до 10-12 оборотов и 10 секунд отдыха. Для лежачих больных все проводиться также, только в кроватях. А в сидячем положении главное это держать спину прямо.

Упражнение — Погонщик

Это упражнение начинается с правильной расстановки детей в помещении. Им придется выполнять действия руками, поэтому они могут задеть друг друга. Далее все действия осуществляются после вдоха или выдоха. Вначале необходимо встать и расслабить тело. Потом совершается стремительный вдох. Руки устанавливаются на уровень пояса. Во время выдоха они опускаются вниз, на исходную позицию. Кстати, лучше если их сжать в кулаки и упереть в бока. Но не сильно. Тогда дыхательная гимнастика сопровождается еще и развитием мелкой моторики.

Серия для новичков начинается от 8-12 подходов и сопровождается небольшим отдыхом в 15-20 секунд. Очень эффективно при искривлениях позвоночника или эпилептических припадках. Но их выполнение необходимо согласовать с лечащим врачом. Выполняются только стоя.

Упражнение — Работа с насосом

Все начинается в выставления ног на ширину плеч. Далее необходимо немного наклониться вперед так, чтобы плечи были немного сутулены. Руки опускаются параллельно телу. Голова немного наклонена вниз, но не сильно. Если требуется, то можно упереться попой в стену.

На выдох тело упускается вниз на 20-30 см. Наклон должен быть таким, будто стараетесь поймать медленно спускающееся перо. На вдох тело поднимается обратно. В общем, упражнение должно напоминать накачивание велосипедного колеса с помощью насоса. Данное упражнение эффективно позволяет справиться с бронхитом или сильным кашлем. Выполняется 10х10, пока не количество не достигнет 100 раз. После группы повторений осуществляется 5 секундный перерыв.

Для совсем маленьких количество уменьшается наполовину. Но качество должно оставаться прежним. И отдых увеличивается до 20 секунд, при необходимости.

Упражнение — Обнимашки

Начинается с выбора исходного положения. Выполняется, как сидя, так и стоя. Руки ставятся перед собой, согнутыми в локтевом суставе. На вдох ребенок обнимает себя. На выход возвращается в исходное положение. Процесс обнимания чередуется сменой рук, находящихся сверху. Вдох осуществляется резко, выдох – плавно.

Дыхание в этом упражнении лучше чередовать. Вначале можно через нос, потом рот. Возврат в первоначальное положение осуществляется спокойно и без суеты. Развитие моторики и реакции будет сопровождаться с гимнастикой.

Читать еще:  Нейропсихологические упражнения для детей

Упражнение — Кошка

Это упражнение может очень сильно заинтересовать детей. Особенно в маленьком возрасте. Все дело заключается в том, что оно напоминает небольшой танец. Ноги выставляются на ширину плеч. Спина выпрямляется, руки опускаются вниз. На вдох осуществляется небольшое приседание и поворот тела вправо. Выдох возвращает на исходную позицию. Следующий вдох происходит уже влево.

Упражнение повторяется 50 раз. Через каждые 6-8 происходит отдых в течение 10-15 секунд. Чтобы у детей вызвать дополнительный интерес, их выстраивают вкруг. Сильно помогает при лечении заболеваний сердца и сосудов. Также не редкостью отмечается улучшение состояния при аденоидах.

Упражнение — Повороты головы

Самое простое упражнение. Заключается в обычных поворотах головы и последовательном дыхании. Оно осуществляется спокойно и без резкостей. Кстати, в этом упражнение, получается, эффективно чередовать дыхание через нос или рот. Стандартное число повторений сопровождается периодическим отдыхом.

Вместо заключения или общие рекомендации к дыхательной гимнастике

Главным требованием к проведению дыхательной гимнастики является то, что упражнения выполняются под тщательным присмотром преподавателей. Если это ДОУ, то можно устраивать мини-тренировки даже во время прогулок. Причем и дети будут заняты, и помещение готовить не нужно. Тем более, когда спокойные морозы или жаркое лето. Да и детям будет лишний повод получить заряд положительной энергии. Если же по каким-либо причинам ребенок не посещает детский сад, то родители могут заниматься с ним дома, по приведенным выше рекомендациям. В любом случае, дыхательная гимнастика даст положительные результаты для здоровья детей и укрепления их общего состояния.

Упражнения дыхательной гимнастики для часто болеющих детей, при бронхите и аденоидах, методика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей. Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям. Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.

Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.

Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.

Комплекс упражнений Стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением. Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные голосовые связки, но и на организм в целом. Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:

  • купированию резких приступов удушья;
  • устранению головных болей;
  • усилению концентрации внимания;
  • улучшению умственного развития;
  • укреплению защитных сил организма;
  • облегчению адаптации в детском саду и школе;
  • снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
  • восстановлению утраченного голоса;
  • устранению заикания.

Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:

  1. «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
  2. «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
  3. «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.

Гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Главное – заинтересовать ребенка. Видео к статье демонстрирует выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей и взрослых

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей и взрослых»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 БЕРЕЗКА»

142403, Московская область, г. Ногинск, ул. Санаторная, д.24

Тел. 8 (496) 517-32-39, e-mail: mbdou1berezka@yandex.ru

Читать еще:  Художественная гимнастика для детей с 3

Консультация для педагогов:

«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей и взрослых»

первой квалификационной категории

Шишканова Александра Викторовна

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело… ». Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго до появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», — вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной потребностью живого организма.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа. С медицинской точки зрения этот аспект нормальной жизнедеятельности человека разработан достаточно хорошо, философские и психологические составляющие находятся на этапе дальнейших разработок. Однако педагогический компонент исследования речевого дыхания недостаточно изучен.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения. Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал Александре Николаевне Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Эта дыхательная гимнастика – детище двух поколений семьи Стрельниковых – матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны. Обе Александры были прекрасными вокалистками и талантливыми театральными педагогами, работавшими в театре Советской Армии. Изначальная методика дыхательной гимнастики была разработана матерью Александры Николаевны, искавшей способ вернуть дочери утраченный певческий голос. После того как вокальные данные были восстановлены, и мать, и дочь стали первыми экспертами такого рода в нашей стране, к ним за помощью стали обращаться тысячи людей, страдающих так называемым профессиональным заболеванием учителей – сорванным голосом: педагоги, актеры, исполнители, дикторы, лекторы и т.д. Александра Николаевна продолжила развивать данную гимнастику. В итоге дыхательная гимнастика оказывала исцеляющее действие при самых разных недугах: заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой системы (в том числе и вегетососудистой дистонии), неврозах, кожных болезнях, заикании, способствовала нормализации веса и проблемах желудочно – кишечного тракта т т.д.

Неординарные основательницы парадоксальной гимнастики Стрельниковых давали уроки для постановки голоса многим знаменитым артистам: Людмиле Касаткиной и Армену Джигарханяну, Андрею Миронову и Маргарите Тереховой, Татьяне Васильевой, Ларисе Голубкиной и другим.

Регулярной стрельниковской гимнастикой пользовались профессиональные певцы: Любовь Казарновская и Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и София Ротару.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей.

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:

— хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

— язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

— заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

В чем суть методики дыхания по Стрельниковой?

В отличие от обычных дыхательных гимнастик, где особое внимание уделяется длительности задержки дыхания и выдоху, этот доступный и простой метод основан на форсированном, мощном вдохе через нос, а выдох остается пассивным, выполняется в произвольной форме.

Мало того, лечебная гимнастика Стрельниковой категорически запрещает задерживать воздух или выталкивать его из легких при выдохе! При этом мощный, активный вдох сочетается с динамическим сжатием грудной клетки во время движения, что создает дополнительное поступление кислорода в ткани организма и способствует его оздоровлению. За счет обратной согласованности дыхания и движения происходит стимуляция развития мышц, связанных с процессом дыхания. Эффект от таких действий можно почувствовать уже через 10-15 минут! Дыхание облегчается, в теле появляется легкость, ощущается прилив сил, повышается жизненный тонус и работоспособность, заметно улучшается настроение.

Имеет ли гимнастика Стрельниковой противопоказания?

Несмотря на высокую эффективность и популярность дыхательной гимнастики Стрельниковой в нашей стране и за рубежом, она все же имеет отдельные противопоказания:

Тяжелые патологии любых органов и систем;

Острые лихорадочные состояния с высокой температурой;

Травмы позвоночника и ушибы головного мозга;

Застарелый остеохондроз шеи;

Кровотечения различной этиологии;

Высокое артериальное, внутричерепное или глазное давление;

Близорукость высокой степени;

Наличие камней в почках или в желчном пузыре;

Серьезные нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой.

Перед тем, как впервые осваивать упражнения гимнастики Стрельниковой, необходимо запомнить несколько основных правил:

1. Новичкам следует научиться шумному, активному вдоху, когда крылья носа непроизвольно прижимаются к перегородке. Мощный энергичный вдох должен быть сродни хлопку в ладоши. Так резко люди обычно принюхиваются к запаху гари при криках: «Пожар!»

2. Выдох же, по убеждению Стрельниковой, должен быть плавным, естественным, выводя остатки воздуха через рот. При этом выдох должен быть произвольным, безо всяких усилий. Стремление активно выдохнуть может привести не только к сбою дыхательного ритма, но и к гипервентиляции легких.

3. Упражнения, способствующие восстановлению правильного дыхания, необходимо выполнять под счет. Таким образом, будут правильно сделаны все элементы техники, и это поможет исключить сбои в ритме.

4. Максимальный эффект упражнений достигается в ритме маршевого шага. С помощью регулярных тренировок можно достичь вершины, когда каждый элемент занятия будет выполняться менее секунды.

5. Выполняемое движение и вдох – это единый «штрих» дыхательной гимнастики по Стрельниковой. Их необходимо делать одновременно, но ни в коем случае не поочередно. При этом неважно будет ли пациент стоять, сидеть или лежать. Это зависит от его состояния и степени тяжести недуга.

6. Количество повторений любого упражнения должно делиться на 4. Это не только музыкальный размер, с помощью которого легко подсчитывать нагрузку за серию упражнений, но и половина восьмерки – она будет использоваться уже со второго занятия методикой дыхания Стрельниковой. На 4-ый день – это число увеличится до 16, а далее – до 24 и 32. Ритм, составленный из нечетных значений (например, 3 или 5), по мнению многочисленных последователей этой уникальной гимнастики, требует определенных навыков и значительной физической выносливости.

7. Между сериями выполненных элементов парадоксальной дыхательной гимнастики нужно устроить не более чем 10-секундную паузу для отдыха. Расписание занятий, в этом случае, будет выглядеть следующим образом:

• 1-2 день: 24 подхода или повторения по 4 вдоха с паузами по 7-10 сек.;

• 3-4 день: 12 подходов по 8 вдохов и такими же паузами;

• 5-6 день: 6 подходов по 16 вдохов и 10-секундными паузами;

• 7-8 день и позже: 3 подхода по 32 вдоха с идентичными паузами.

8. Кроме ритма, очень важно сохранять бодрость духа и хорошее настроение при выполнении этих упражнений. Таким способом можно достичь наилучшего эффекта в оздоровлении организма.

После 30 дней тренировок паузы для отдыха можно плавно сократить до 3-5 секунд при условии хорошего самочувствия (легкая усталость и головокружение может происходить из-за временного перенасыщения мозга кислородом, но это состояние в норме должно быстро исчезать).

Со временем организм привыкнет к нагрузкам и изобилию кислорода.

Все упражнения гимнастики Стрельниковой в самом начале делать не нужно. Даже базовый комплекс из 12 тренировочных эпизодов необходимо разделить, освоив первых три занятия, добавлять ежедневно еще по одному до полного комплекса.

I. «Ладошки» или «Кулачки». Открытые ладони повернуть от себя, а локти в согнутом состоянии направить вертикально вниз. (Эту позу часто называют «позой экстрасенса»). Делаем мощные, шумные вдохи, сжимая резко ладошки в кулаки. Повторяем 4 раза, всякий раз медленно выдыхая воздух. Через 4 вдоха-выдоха делаем паузу – 3-4 сек. Всю серию повторить 24 раза.

II. «Погончики». И.п. (исходное положение): встать прямо, ноги – на ширине плеч. Плечи нужно расслабить, а голову – поднять. Руки сжать в кулаки и поставить их на уровень талии. На вдохе резко выбросить руки вниз, разжать кулачки и растопырить пальцы. «Погоны» – мышцы плеч, предплечья и кистей в этот момент должны испытывать напряжение. Первая серия – 8 вдохов-выдохов с 3-4-секундной паузой. Общее количество – 12 серий.

III. «Насос или «Накачка». И.п., как в упр. №2 (можно ноги поставить шире плеч), сами плечи опустить, а руки вытянуть вдоль туловища. Медленно наклониться, представив в руках насос или смятую бумагу, резко и шумно вдохнув. Затем медленно выдохнуть. Серия состоит из 8 вдохов-наклонов-выдохов, а упражнение – из 12 серий. Между ними нужно делать 3-секундные паузы.

Следующие упражнения добавляем по одному:

IV. «Кошка». И.п., как в упр. № 2, но ноги ставим уже плеч (на расстоянии ширины бедер). Плечи расслабить, руки опустить вдоль туловища. На резком вдохе неглубоко присесть, одновременно повернув корпус в правую сторону. При этом руки сгибаем в локтях, а пальчики сжимаем в кулачки. Выдыхая, возвращаемся в И.п., а затем повторяем упражнение зеркально (с поворотом влево). Общее количество – 12 серий по 8 приседаний-вдохов в каждую сторону.

V. «Обними свои плечи». И.п., как в упр. № 2. Руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч, чтобы кисть левой руки была над правым локтем, а кисть правой руки – над левым. Затем резко, вместе со вдохом обнять себя, не скрещивая и не меняя рук. Одна из кистей обнимет плечо, другая – подмышку. Выдох медленный при возвращении в И.п. Сессия состоит из 8 движений-вдохов, Общее число подходов (сессий) – 1

VI. «Большой маятник». Упражнение, которое включает 2 предыдущих, причем сначала выполняем движение из упражнения «Насос», затем, не прерывая, поднимаемся и продолжаем движение из упражнения «Обними свои плечи». Со стороны это упражнение напоминает движение маятника. Выполнять его нужно столько же, сколько и предыдущее, выдохи происходят естественным образом после вдохов, безо всякого напряжения.

VII. «Повороты головы». И.п. – основное, но ноги на ширине бедер. Выполнять попеременные повороты головы вправо-влево, не задерживая, параллельно делать резкие вдохи. Выдох идет непроизвольно через слегка приоткрытый рот. Сессия включает 8 движений-вдохов, между ними паузы 3-4 сек. Всего 12 сессий.

VIII. «Ушки». И.п. – основное. Выполняем покачивания головой: вправо – достаем правое плечо, влево – левое, делая вдохи шумные носом при каждом движении. Плечи не поднимать, шею и корпус не напрягать. Напоминает «неваляшку»: «Ай-ай-ай!» Количество движений, пауз и сессий, как в предыдущих упражнениях.

К заключительным упражнениям из базового цикла: «Маятнику головой», «Перекатам» и «Шагам» можно переходить, когда полностью освоены наиболее простые первые 8.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой показана как метод профилактики и лечения (если нет противопоказаний) большинству людей, включая даже беременных женщин и детей (под контролем врача).

Как способ лечения: ее выполняют дважды в день натощак или через час-полтора после любого приема пищи.

Как способ профилактики: по утрам для бодрости и укрепления иммунитета или по вечерам, чтобы избавиться от накопившейся усталости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector