Дыхательная гимнастика для детей 2 3 лет
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Дыхательная гимнастика для детей 2 3 лет

Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа) на тему

Упражнения для самых маленьких.

Скачать:

Вложение Размер
dyhatelnaya_gimnastika_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Картотека дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших группы в соответствии с ФГОС

Учитель-логопед: Моисеева С. С.

г. Исилькуль 2017г.

1 и 2 младшие группы

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

И налево взмахну.

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.

Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком восемь-десять раз.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка

На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик

Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ.

Данные упражнения можно использовать во время динамических пауз, игр, прогулок с детьми старшей и подготовительной групп с ОНР.

методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельностьОсобенно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп.

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют — приятным такое состояние не назовешь.

Картотека дыхательная гимнастика для детей младшего возраста

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

детей младшего возраста

Инструктор по физической культуре:

«Дерево на ветру »

«Подуй на одуванчик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — глубокий присед, руками обхватить колени ( грибок маленький ).

Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад, — вдох ( грибок вырос ).

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперёд, хлопнуть ладонями по коленям — выдох , вернуться в исходное положение — вдох .

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — основная стойка.

Корова пасётся на лугу и хочет сказать: «М-м-м».

Вдох , на выдохе сжатыми губами произносится звук «М».

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Глубоко вдохнуть , не меняя положения рук, повернуться вправо — выдохнуть ; и.п. — вдохнуть.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной, опущены вниз.

Медленно поднять руки вверх — вдох ; опуская руки вниз, отводя их за спину — медленный плавный выдох .

Цель : формирование дыхательного аппарата.

И.п.: основная стойка, руки перед грудью, ладони сведены вместе, тыльной стороной вниз.

Ребёнок дует на ладошки, представляя, что держит именинный торт, на котором горят свечи. Глубокий вдох носом и, надув щёки, выполнить продолжительный выдох , вытянув губы трубочкой.

«Дерево на ветру »

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом , немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком 3-5 раз.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох , скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох : «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр», максимально растягивая звук «р».

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны вдох , а затем хлопнуть ими по бедрам выдох , произносить «ку-ка-ре-ку».

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох , опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох . На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Цель : формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох , опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох . При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 5 раз.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди выдох . Вернуться в ИП вдох . Повторить 6-8 раз.

24.«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Цель : формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на в ыдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Цель : формировать правильное речевое дыхание.

Задайте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Цель : формировать правильное речевое дыхание.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит слова:

Качели вверх — вдох ,

Качели вниз — выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Новикова Наталья ЕвгеньевнаНаписать 0 26.10.2018

Номер материала: ДБ-174523

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    26.10.2018 271
    26.10.2018 123
    26.10.2018 1036
    26.10.2018 184
    26.10.2018 297
    26.10.2018 147
    26.10.2018 103
    26.10.2018 109

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Дыхательная гимнастика для детей 2-3х лет

Мы часто сталкиваемся с проблемами заболевания системы дыхания у детей. Когда ребенок болеет — это сильно огорчает, так жаль всегда наших милых малышей! Лечение лекарствами приветствуют не все родители, а как еще помочь малышу преодолеть и предупредить заболевания – знают не все. Хорошим способом повысить иммунитет без препаратов, восстановить дыхательную систему после пневмонии и других заболеваний дыхательной системы, а также предотвратить частые простудные заболевания является дыхательная гимнастика.

Выполнять ее совсем несложно, к тому же если проводить дыхательную гимнастику в форме игры, то получится замечательное времяпрепровождение.

Дыхательная гимнастика очень полезна для организма деток. да и вообще для людей всех возрастов! Она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы.

Кроме того, если ваш ребенок отличается гиперактивностью, о которой я писала во вчерашней своей статье в нашем разделе, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться, успокаиваться.

Важно правильно подойти к самому процессу выполнения упражнений и результаты вас порадуют.

Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать?

Все дело в том, что девять из десяти детей дышат неправильно, что уж говорить о детях, если и взрослые-то не всегда правильно дышат! И по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка можно научить правильному дыханию. Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах (это концевая часть нашего дыхательного аппарата в лёгком, имеющая форму пузырька). Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается большое количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания!

Во время прогулки в парке, в сквере, за городом, в лесу, у реки или на берегу озера, покажите, как можно почувствовать замечательный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Развивайте в малыше эти ощущения.

Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. При вдохе, следите за тем, чтобы плечи ребенка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки ребенка не раздувались, проследите за этим. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.

Внимание! Если вы заметили, что ребенок часто дышит или побледнел – прекратите упражнение, так как, скорее всего это следствие гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, просто проделайте вместе с ребенком следующее упражнение: складываем ручки, как при умывании водичкой и окунаем в них личико ребенка, при этом делаем глубокий вдох и выдох. Повторяем 2–3 раза и улыбаемся. Все в порядке!

У малышей 2–3 лет неразвита выносливость, — им необходим кратковременный отдых после каждого гимнастического упражнения. Для этого, после 1–2 гимнастических упражнений проводите одно дыхательное. Начните и закончите утреннюю зарядку дыхательными упражнениями: их нужно выполнять в среднем или ускоренном темпе, потому что дыхание у детей этого возраста в 2 раза чаще, чем у взрослых (30-35 раз в минуту).

«Потягуши»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища
На счет 1 – руки вверх, вдох;
2 – руки опустить, выдох
Повторите это упражнение 3-5 раз.

Упражнение «обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой
На счет 1 – руки — в стороны, вдох;
2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох

Упражнение «мыльные пузыри»
Надувайте с ребенком мыльные пузыри. Отличное упражнение для развития легких

Еще для детей, двухлетнего возраста эффективными и полезными будут вот такие упражнения:

Предложите ребенку лечь на пол и положить руки на животик, представив, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь медленно надуваем шарик, т.е. животик, а после того, как мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – шарик сдуваем. Выполнять это упражнение можно вместе с малышом, повторяя 5 раз.

Это упражнение очень нравится детям. Ведь оно простое и очень веселое. Предложите малышу изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз. Смех и веселье – гарантировано.

Детям в возрасте 3-х лет предлагаем такие упражнения:

Представляем себя носорогом, который дышит поочередно через одну ноздрю.

Малыш сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе, крылышки опускаем, поворачивая ладошки вниз.

Предложите ребенку посоревноваться с вами, вообразив. Что вы опускаетесь на дно океана, как настоящие водолазы. Насколько он сможет задержать дыхание?

Для детей старшего возраста дыхательная гимнастика становится игрой, которую можно найти везде. Например, в кафе, где можно побулькать в стакан с соком через трубочку. Не спешите ругать ребенка, специалисты утверждают, что это замечательное упражнение для дыхания. Важно, чтобы ребенок при бульканье не надувал щеки, а губы держал в одном, неподвижном положении.

В подвижных играх, используйте звуковые упражнения, такие как клич индейцев (прикрывая рот рукой, издаем любые гласные звуки). На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество. Все зависит от вашего с малышом энтузиазма и желания.

Упражнения дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп ДОУ

Развитие органов дыхания при помощи специальных упражнений приносит большую пользу для организма человека. В первую очередь это профилактика вирусных и простудных заболеваний, которым регулярно подвергаются малыши. Домашние дети болеют реже, однако при массовом контакте со сверстниками заболевания происходят чаще. Поэтому дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет занимает особое положение в укреплении детского иммунитета.

Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников

Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.

Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:

  • формирование навыка дыхания носом;
  • профилактика гриппа и ОРВИ;
  • повышение тонуса дыхательных мышц;
  • положительное влияние на работоспособность;
  • развитие органов артикуляции;
  • формирование понятий о ЗОЖ;

Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:

  • развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
  • развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
  • наполнение организма кислородом;
  • тренировка дыхательных мышц;
  • профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
  • предотвращение переохлаждения органов дыхания;
  • воспитание навыков коллективной работы.

На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.

Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ

Дыхательные упражнения для младших дошкольников состоят из следующих видов:

  1. С произношением звуков.
  2. Без произношения звуков.
  3. Тренировка органов дыхания через сдувание легких предметов.

При проведении упражнений на развитие дыхания используются следующие способы:

Речевые приёмы

Трехлетний малыш разговаривает нечетко из-за слабого развития системы дыхания и артикуляционного аппарата. Применение словесного приема позволяет «нарисовать» в сознании образ техники задания и воспроизвести его словесно. Так тренируется дыхание, речь и происходит развитие образного мышления.

На заметку! Дети повторяют не только за взрослыми, но и перенимают действия от сверстников. Это положительно сказывается на формировании навыков коллективного общения и групповой работы. Большое внимание привлекают стихотворения, загадки и сказки.

Наглядные приёмы

Обучение первой младшей группы происходит с регулярным применением наглядности. В этом возрасте они неусидчивы, а потому донести какую-либо информацию без иллюстрации практически невозможно.

Применение наглядных приемов дыхательной гимнастики способствует быстрому усвоению информации. В памяти откладывается предмет или действие, которое ребенок в будущем сможет повторить. Например: «помните, как мы делали снежную бурю в бутылочке? А кто сможет показать, как мы это делали?» Соответственно, дети начнут «вызывать бурю», не прибегая к вспомогательным средствам.

Практические приёмы

Практический прием скорее как способ закрепления полученных знаний. Детям дается задание нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или раскрасить предмет, соответствующий теме гимнастики. Например, дети выполнили упражнение «ветерок», а воспитатель дала творческое задание сделать аппликацию «ветерок дует на дерево».

Комплексы дыхательных упражнений для первой младшей группы

Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.

Методика проведения упражнений на дыхание для первой младшей группы

В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.

На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.

При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:

  • Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
  • Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
  • Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.

Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:

  • использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе. Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
  • комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
  • температура не больше 20 градусов;
  • занятия проводятся через час после приема пищи;
  • занятия проходят 3 раза в неделю;
  • на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
  • комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
  • распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
  • при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.

Дыхательная гимнастика в детском саду

Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе

Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».

Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.

– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)

– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)

– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)

– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).

– Вот такие чудеса!

Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.

Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.

– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)

– вниз (выдох через нос, живот надуть).

Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.

Комплексы дыхательных упражнений во второй младшей группе

Четвертый год жизни ребенка связан со стремительным пополнением словарного запаса, поэтому для детей 3-4 лет в комплекс дыхательной гимнастики добавляются задания на задержку дыхания.

Методика проведения во второй младшей группе

К общей методике проведения занятий добавляется методика А.Н. Стрельниковой. Суть заданий состоит из комбинации коротких вдохов и движений. Метод проведения уникален тем, что считается универсальным. Он направлен на:

  • профилактику болезней;
  • развитие мускулатуры;
  • выздоровление;
  • реабилитацию организма после болезни;
  • положительное влияние на эмоциональный фон.

Использование методики позволяет:

  • повысить внимание и развить память младшего дошкольника;
  • в комплексе со звуковыми произношениями развивает речевой аппарат;
  • коррекция речевого дыхания и чистоты речи;
  • формирование четкости, темпа, выразительности и ритма произносимых фраз.

Картотека дыхательных упражнений во второй младшей группе

На заметку! Все комплексы дыхательной гимнастики в детском саду обязаны соответствовать целям и задачам общей программы, которая реализует требования ФГОС ДОУ.

Примерная картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе

Вдох через нос, выдох через рот.

Ноги на ширине плеч, руки в замок перед собой.

– Вдох – руки поднимаются, задерживается дыхание.

– Выдох – руки рубят воздушное пространство, произношение звука «бах».

Спокойная ходьба по кругу.

– Вдох – руки вверх через стороны (расправляют крылья)

– Выдох – руки вниз через стороны, произносится «гааааа, гуууу, гииии».

Упражнение «Дуем пузыри»

Наглядное пособие: внутри прозрачной бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.

– Вдох – подпрыгнуть вверх, потянуться руками за снежинкой.

– Выдох – присесть, подобрать снежинку с пола.

Ходят по кругу, руки на плече (несут мешок). По команде «дети» малыши делают глубокий вдох и замирают в одной позе. Команда «убежали» – делают медленный «облегченный» выдох с произношением «фух».

Заключение

Занятия с элементами гимнастики являются неотъемлемой частью воспитательного процесса детского садика. Её присутствие допускается как в физкультурных занятиях, так и в структуре гимнастики после сна.

На заметку! Наилучшим способом закрепления полученных знаний является творческое задание по теме упражнений. Полноценное детство ребенка – залог крепкого иммунитета в будущем

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Дыхательная гимнастика для детей 2 лет

Для детей и взрослых дыхательная гимнастика одинаково полезна. Но при занятиях важно учитывать возраст и подбирать упражнения в соответствии с возможностями организма.

Так, двухлетний малыш, конечно, не справится с нагрузками, которые дает дыхательный тренажер. Но это и не нужно, ведь игровые дыхательные упражнения не только принесут неменьший эффект, но и помогут развить речевой аппарат и воображение.

Почему дыхательная гимнастика полезна для малыша?

Дыхательная гимнастика помогает развить несозревшую дыхательную систему ребенка и укрепляет его иммунитет. Приучает малыша правильно дышать и развивает артикуляционный аппарат. Многие упражнения из комплекса дыхательной гимнастики практикуются в логопедических группах детского сада.

Дыхательная гимнастика может стать чудесным дополнением к самым разным терапиям – гомеопатической, медикаментозной или физиотерапии. И главное, что благодаря игровой форме занятий малыш даже не замечает, что он здорово потрудился и сделал шаг навстречу здоровью.

Уделять дыхательной гимнастике двухлетнего малыша достаточно 10–20 минут в день. Но результат будет ощутимым. Не занимайтесь сразу после еды, пусть пройдет хотя бы час после приема пищи. Занятия можно проводить на природе – это идеальный вариант. Если в помещении – обязательно проветрите его, чтобы воздух был свежим.

Важно, чтобы родители делали упражнения вместе со своим малышом. Называйте вслух упражнения, которые будете делать. Как правило, они имеют забавные названия. Или придумывайте им свои смешные названия. Тогда гимнастика будет проходить веселее.

Упражнений для дыхательной гимнастики множество. Вы можете выбирать те, которые нравятся вам и которые ваш малыш выполняет с удовольствием. Это должна быть не повинность, а игра.

Дыхательная гимнастика для детей 2 лет. Примеры упражнений

Потягуши и обнимашки

Это два простых упражнения, которые можно проводить в качестве разминки.

Ребенок должен встать ровно, руки расположить вдоль туловища. На счет «один» поднимает руки вверх, делает вдох. На счет «два» – опускает руки, делает выдох.

Ребенок стоит, руки держит перед собой. На счет «один» – руки разводит в стороны и делает вдох. «Два» – ребенок обхватывает свои плечи руками, делает выдох.

Повторить упражнения нужно поочередно 3–5 раз.

Ворона

Немного измените положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдохе разведите руки в стороны, как у вороны. На выдохе медленно опустите руки со звуком «ка-р-р-р». Звук «р» растягивать как можно дольше.

Косим траву

Теперь предложите малышу «покосить траву». Ноги ребенок ставит на ширине плеч, руки опускает. Вы читаете стишок, а ребенок, произнося «зу-зу», машет руками влево – выдох, вправо – вдох (имитирует косьбу).

Я налево взмахну.

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

После этого пусть малыш потрясет расслабленными ручками. Повторить 3-4 раза.

Веселый паровозик

Добавьте немного действия упражнениям. Пусть малыш походит по комнате, изображая паровозик. Попеременно двигает согнутыми в локтях руками и имитирует «пыхтение» паровозика: «Чух-чух-чух». Остановился – это станция: ребенок громко произносит: «Ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше.

Будет намного веселее, если к «паровозику» присоединится «вагончик». Игра продолжается полминуты.

Упражнение «Воздушный шарик»

Воздушный шарик

Подвижные игры смените более спокойными. Это поможет ребёнку перевести дух и восстановить нормальный ритм дыхания.

Предложите малышу лечь на пол и положить руки на животик. Пусть представит, что его животик – это воздушный шарик. Малыш медленно надувает шарик, т. е. животик, а когда мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – он сдувает шарик.

Выполнять упражнение можно вместе с ребенком. Повторять 5 раз.

Говорилка

Немного поговорите с малышом, задавайте ему простые вопросы, ответ которых должен содержать гласные звуки. Например:

– Как разговаривает паровозик?

– Как машинка сигналит?

Можно еще петь гласные звуки: о-о-о-о-о; а-а-а-а-а; у-у-у-у-у. Такое упражнение можно делать даже отдельно от других. Например, во время активной прогулки.

Для первого занятия такого небольшого арсенала упражнений будет достаточно. Завершите занятие успокаивающими упражнениями, чтобы восстановить спокойное дыхание ребенка.

Упражнение «Веселый паровозик»

Волна

Спокойное упражнение. Ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела. На вдохе руки поднимает вверх и отводит назад, касается пола. На выдохе руки возвращает в исходное положение, произнося при этом: «Вни-и-и-з».

Трубач

Завершающее упражнение. Ребенок сидит, складывает кисти рук в трубочку и поднимает почти вверх. Медленно выдыхая, произносит: «Пф-ф-ф». Повторить упражнение 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 2 лет. Расширяем занятия

Если ребенок легко справляется и ваши занятия проходят быстро, то вы можете добавить еще несколько упражнений.

Часики

Малыш стоит, опустив руки, ноги на ширине плеч. Изображая часики, он размахивает прямыми руками то назад, то вперед, приговаривая: «Тик-так, тик-так». Повторять 10-12 раз.

Летят мячи

Малыш стоит прямо, мяч держит обеими руками перед грудью. Затем бросает его от груди вперед, при этом выдыхая со звуком «у-х-х-х-х».

Петушок

Ребенок стоит прямо, ноги врозь, руки опущены. Затем он поднимает руки в стороны, хлопает ими по бедрам
и на выдохе произносит: «Ку-ка-ре-ку». Повторяем 5-6 раз.

Лягушонок

Ребенок стоит на месте, ноги сомкнуты. Из этого положения он как бы начинает прыжок и пытается изобразить лягушонка. Слегка присев и сделав вдох, нужно прыгнуть вперед. Приземлившись – «квакнуть». Повторить 3-4 раза.

В лесу

Расскажите малышу сказку про героя, заблудившегося в лесу. Пусть поможет ему кричать «ау-у-у». Сначала нужно сделать вдох, а уже на выдохе кричать «ау-у-у». При этом можно поворачиваться в разные стороны
и менять интонацию, что будет полезно. Повторить 5-6 раз.

Упражнения с дополнительными предметами

Иногда для занятий дыхательной гимнастикой требуются дополнительные приспособления. Они помогают разнообразить упражнения и сделать их более интересными для ребенка.

Веселый футбол

Сделайте из игрушечных кубиков, лего или других приспособлений ворота, а из ваты «мячик». Задувайте его
в ворота по очереди. Ребенку очень понравится.

Бабочки

Нужно вырезать из бумаги бабочек и привязать их на ниточки. Объясните малышу, что для того, чтобы бабочки летали, на них нужно подуть. Так малыш увлечется процессом, а в комнате появится красивый аксессуар.

Упражнение «Косим траву»

Для детей разных возрастов тренировка органов дыхания проходит по-разному. Для двухлетних она больше игровая, трех- и четырехлетних детей, уже нужно учить следить и воспринимать свое дыхание, рассказывать о его важности.

Небольшой перечень упражнений мы выкладывали в материале про дыхательную гимнастику для детей. В будущем, мы еще вернемся к этой теме и подробнее расскажем об упражнениях для детей 3-5 лет.

Не хотите пропустить материал? Подпишитесь на обновления нашего блога.

Читать еще:  Пальчиковые гимнастики для детей 5 6 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector