Артикуляционная гимнастика для детей 5 6
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика для детей 5 6

Увлекательная и занимательная артикуляционная гимнастика для детей в возрасте 5-6 лет

Артикуляционная гимнастика – до недавнего времени интересный, но незнакомый термин для тех, кто никак не связан с педагогикой, логопедией или дефектологией. В настоящее время не только специалисты, но и многие родители о ней слышали и знают.

Общение человека с человеком – обязательное условие его всестороннего развития. Посредством общения можно познавать, учиться, совершенствоваться, открывать что-то новое об окружающем мире и самом себе.

Понятие

Артикуляционная гимнастика (АГ) – это комплекс специальных упражнений, успешное и правильное выполнение которых позволяет укрепить мышцы артикуляционного аппарата – сделать их более подвижными, сильными, гибкими. Это необходимо для того, чтобы органы речи, участвующие в акте говорения и произнесения звуков (слов), «работали» слаженно и сформировали правильный речевой уклад и артикуляцию.

Речевое высказывание – это сложный двигательный навык, подразумевающий дифференцированную работу языка, неба, челюсти и голосовых складок. Уже с младенческого возраста новорожденный производит разнообразные движения языком, нижней челюстью, губами – как бы подготавливая себя к произнесению звуков.

Актуальность

Актуальность артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что с каждым годом увеличиваются и усложняются речевые нарушения детей разных возрастов – от годовалых малышей до школьников. Наиболее полезным и эффективным для проведения коррекционной логопедической работы является возраст 5-6 лет. Дошкольники активно посещают детский сад, общаясь с друзьями, и уже начинают осознавать свои ошибки, стесняются их, следовательно, могут вообще отказываться говорить те или иные слова, звуки. Поэтому в 5-6 лет можно успешно начать логопедическую работу по устранению тех или иных нарушений.

Назначение

Основная цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляторный аппарат, укрепить мышцы для правильного произношения звуков. Она необходима для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие всех органов речевого аппарата, которое необходимо для правильного и целенаправленного произнесения звуков.

Пассивная АГ – подразумевает выполнение артикуляционных упражнений взрослым. Педагог (логопед) показывает малышу, как нужно делать, демонстрируя на своём примере. Постепенно такая гимнастика из пассивной формы переходит в пассивно-активную.

Активная АГ – ребенок выполняет все задания самостоятельно. Самое главное, чтобы они были ему понятны и доступны.

Все задания АГ подразделяются на:

  • динамические: позволяющие разработать «застывшие» мышцы губ и языка, сделать их подвижными, а выполняемые действия – скоординированными, и способными переключаться с одного действия на другое;
  • статические: формирующие способность удерживать определенную позу в течение нескольких секунд, с участием или без участия голоса.

Описание комплекса

Артикуляционную гимнастику проводят в начале занятия. Дошкольник сидит на стуле с прямой спиной. Данная поза позволяет располагаться в расслабленном состоянии, руки и ноги не напрягаются. Как правило, малыш сидит лицом к лицу педагога, чтобы он мог видеть все то, что делает логопед, либо они вдвоем располагаются возле зеркала. Место должно быть хорошо освещено. Каждое упражнение нужно повторить несколько раз.

В то время как ребенок выполняет задание, логопед внимательно следит за тем, как он это делает. Качественное выполнение приводит к тому, что в конечном итоге артикуляционная гимнастика достигает поставленной цели.

Правила

Основополагающее правило – регулярность выполнения упражнений. Для детей 5-6 лет они должны быть нескучными, разнообразными, увлекать детей. Также следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Систематичность. Их желательно выполнять 1-2 раза в день по 5-7 минут.
  • Временной период. Каждое упражнение имеет свой определенный промежуток времени, в течение которого его необходимо выполнить, к примеру, задания на удержание позы рекомендуется выполнять в течение 7-10 секунд.
  • Качество. Если дошкольник начинает утомляться и уставать, значит, постепенно падает эффективность, требуется поменять деятельность и дать возможность передохнуть.
  • Оборудованное место. Артикуляционную гимнастику делеют перед зеркалом – ребенок должен смотреть то, что делает логопед, при этом имея возможность видеть себя.
  • Точность повторений и плавность.

Артикуляционная гимнастика формирует базу (фундамент) для правильного произнесения звуков. Она проводится в начале занятия для того, чтобы дошкольник активизировал возможности своего речевого аппарата, вспомнил на бессознательном уровне то, что изучал ранее.

Не стоит посвящать много времени выполнению упражнений. Хватит 7-10 минут. Более длительная тренировка снижает качество и эффективность выполняемых действий.

Пошаговые занятия для детей

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет входит в ежедневные занятия. Они обязательно начинаются с игровых моментов, например: «Давай сегодня мы поиграем в лошадку» или «Давай представим, что наш язычок – это горка для шарика». Также можно рассказать сказку про Волшебного Язычка, который будет помогать делать упражнения: «Жил-был Язычок в своем просторном доме (во рту). Однажды он проснулся, за окошком светило солнышко, ему стало очень радостно, и он улыбнулся («Улыбочка»). Язычок сел завтракать, а его любимым лакомством было вишневое (можно озвучить любимое варенье дошкольника) варенье с блинчиками («Вкусное варенье»)».

Сказку можно подстраивать под любой комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в зависимости от поставленной цели. Полезно использовать картинки с изображениями языка и губ – на них наглядно показаны различные положения органов артикуляции. Со временем формируется картотека, которой очень удобно пользоваться. Деткам очень нравится, они с удовольствием повторяют за логопедом необходимые действия.

Каждый раз можно видоизменять данную сказку – язычок пошел в гости, на прогулку и т. д., встраивать в нее небольшие стихи, которые запоминаются. Дети с интересом ждут продолжения сказки и активно включаются, принимая участие в приключениях Язычка.

Возможные ошибки и их коррекция

Проведение артикуляционной гимнастики требует выполнения определенных правил, указанных выше. Если они нарушаются, то происходят следующие ошибки.

  • Нерегулярность занятий. Гимнастика предназначена для формирования определенного навыка – правильной и координированной работы органов речевого аппарата. Пропуск занятий приводит к тому, что данный навык формируется и закрепляется медленнее.
  • Нарушена последовательность упражнений. Сначала отрабатываются простые, постепенно осуществляется переход к более сложным. Если же ребенку начать показывать сначала сложные, то он их, скорее всего, не выполнит, потеряет интерес и мотивацию к продолжению занятий. Изначально простые действия, которые у него получаются, «подстегивают» его на следующие, более сложные.
  • Неэмоциональность специалиста, сухая и скучная инструкция. Также приводят к потере интереса, нулевой эффективности проводимой работы.
  • Если на занятии у малыша не получается отработать и закрепить определенную артикуляционную позу, то не стоит «отбрасывать» ее и переходить к новой. Нужно остановиться на достигнутом результате и продумать другие игровые приемы.

Рекомендации родителям

Бывает, что по каким-то причинам, нет возможности обеспечить своему сыну/дочери занятия с логопедом. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься самостоятельно (желательно все-таки проконсультироваться со специалистом):

  • Малыша необходимо познакомить с его органами речи – языком, губами. Это можно сделать с помощью историй о Язычке.
  • На первых этапах обязателен зрительный контроль – он обеспечивается наличием большого или маленького индивидуального зеркала. В течение всего занятия задаются наводящие вопросы – что делает язычок? губки? где они находятся?
  • Постепенно увеличивается темп, при этом акцент делают на точности и плавности выполнения.
  • Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если возникают какие-то вопросы и непонятные моменты.

Своевременная диагностика и начало коррекционной работы, включающей артикуляционную гимнастику, помогут добиться положительных результатов. Правильное произношение, грамотная, связная речь – основные показатели готовности ребенка к школьному обучению. Всего лишь несколько минут в день, посвященных занятиям, помогут вашему малышу скорректировать имеющиеся недостатки в произношении и сделают его речь правильной.

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.






















Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью а ртикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.
Читать еще:  Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей дошкольного возраста

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Как проводят артикуляционную гимнастику детям старше 5 лет?

Ребенку, который хорошо и отчетливо говорит, всегда легче дается обучение в первом классе. Внятная речь облегчает понимание, не вызывает у ребенка смущения, не порождает комплексов. Помочь ребенку сделать свою речь более чистой и разборчивой — задача для неравнодушных родителей. Исправлением серьезных дефектов речи занимается логопед, но без домашних систематических занятий артикуляционной гимнастикой специалист не достигнет серьезных успехов. В этой статье мы расскажем, как проводить дошкольникам старше 5 лет артикуляционные занятия самостоятельно.

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков. Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Но вот основы артикуляционной гимнастики пригодятся всем родителям, чьи дети не могут похвастать четким и звонким голосом, уверенным говором и правильным произношением.

Показания и противопоказания

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям. И тем, кто говорит чисто, и тем, у кого имеются проблемы с речью. По статистике вторых — большинство. До 70% детей в возрасте от 4 до 6-7 лет имеют те или иные отклонения от норм в речевом развитии. Не всегда эти отклонения заметны, не всегда о них догадываются родители, ведь далеко не каждый такой малыш заикается или «глотает» половину согласных звуков.

Однозначным показанием к началу гимнастики считаются любые отклонения звукопроизношения. Занятия рекомендуются при дизартрии, заикании, картавости. При неправильном произношении как гласных, так и согласных звуков, при нарушении скорости и разборчивости речи. Даже если ребенок правильно произносит каждый из звуков, в силу вялого и неактивного речевого аппарата создается ощущение «каши во рту».

Гимнастика на артикуляцию и упражнения на дикцию быстро помогут придать мышцам и связкам речевого аппарата нужный тонус — речь станет разборчивой и красивой.

Противопоказаний к гимнастике на артикуляцию практически нет. Только в том случае, если она сочетается и проводится одновременно с дыхательной гимнастикой, существуют определенные ограничения: пороки сердца, психические заболевания, патологии сосудов. Для артикуляционной общей гимнастики противопоказаниями могут выступать заболевания зубов и десен в острой стадии, воспаление губ, языка, тонзиллит в остром периоде.

Все эти противопоказания — временные. Когда ребенок выздоравливает, заниматься ему можно.

Общие правила

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени. Более сложная группа приемов — динамические упражнения, направленные на «отработку» отдельных групп звуков — например, только шипящих или только глухих. Для детей от 4-5 лет и старше применяют комплексные игровые упражнения.

Почему важно играть? Да потому что сама по себе артикуляционная зарядка не доставит ни удовольствия, ни интереса. Но если ее преподнести как игру и заниматься вместе с малышом, все будет получаться значительно быстрее и эффективнее.

Нельзя научить ребенка говорить правильно за один день или один месяц. Занятия нужно проводить ежедневно, довольно долго. Только тогда постоянно закрепляемые навыки войдут в хорошую привычку и станут для ребенка совершенно естественными.

Для профилактики можно проводить гимнастику 1-2 раза в день, для исправления проблем с речью понадобится не менее 4-5 занятий в день.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки. Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Читать еще:  Гимнастика при плоскостопии для детей

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Никогда не ругайте ребенка за неправильное выполнение поставленной задачи. Стресс и обида могут усилить мышечные зажимы, и все старания пойдут прахом. Важно говорить спокойно, неторопливо, мелодично, ласково, чаще хвалить ребенка, чтобы у него был стимул заниматься. Не будет стимула — не будет результата.

Эффективные упражнения

Мы подскажем вам всего лишь несколько наиболее распространенных и полезных упражнений. На их основе вы потом сможете создавать новые, придумывать свои уникальные задания. Базовые же задания таковы.

«Лягушка». Попросите ребенка показать зубки, как это делает лягушка. Потом сомкните зубы, а губы широко разведите в стороны. Это будет улыбка во все 32 зуба. Удерживайте ее до 10-15 секунд, потом можно расслабить губы, спокойно подышать и повторить улыбку.

  • «Хоботок». Попросите ребенка, показать, как слон пьет воду. Для этого сложите «хоботок» – губы следует вытянуть трубочкой как можно дальше вперед. 10-15 секунд ребенок должен удерживать их в таком положении, после чего их можно расслабить, а через минуту повторить упражнение.
  • «Веселый слон». Это упражнение сочетает в себе два предыдущих. Сначала попросите ребенка сделать «хоботок», удерживайте его несколько секунд. Без пауз и отдыха положение губ следует изменить на широчайшую улыбку в мире – «лягушачью». Проделайте упражнение несколько раз.
  • «Кашалот». Для такого упражнения вам придется показать ребенку, как выглядит кашалот, когда он открывает свой большой рот. Воспользуйтесь карточкой-картинкой с соответствующим изображением. Попросите ребенка открыть рот, показать зубы, высунуть язык, убрать язык и улыбнуться как можно шире, после чего закрыть рот.
  • «Вредина». Это упражнение у дошкольников обычно вызывает настоящее веселье. Оно направлено на расслабление мышц языка. Попросите ребенка не высунуть, а вывалить широкий и вялый язык на нижнюю губу, полностью расслабиться его. Шлепая языком по губам, нужно произнести «пя-пя-пя».
  • «Звезда футбола». Положите на стол перед ребенком ватный шарик и нарисуйте на листе бумаги футбольные ворота. Попросите его, сложив губки трубочкой, загнать ватный мячик в ворота направленным движением воздушной струи. Надувать щеки при этом нельзя. Вдыхать воздух можно только через нос, поток воздушной струи прерываться не должен.
  • «Сладкоежка». Попросите ребенка представить, что на губах у него вкусное мороженое или шоколадный крем. Задача — как можно быстрее облизать губы, высовывая язык как можно дальше. При домашнем занятии допустимо нанести на самый кончик носа малышу каплю варенья или шоколадной пасты. Пусть попробует дотянуться до нее языком. Даже если не получится, обязательно вознаградите его, дав ложечку лакомства.
  • «Чистим, чистим трубочиста». Это упражнение проводят для укрепления подъязычной связки и умения фиксировать коник языка за нижними зубами, чтобы лучше произносить свистящие и звонкие звуки. Попросите ребенка открыть рот и почистить нижние зубки изнутри кончиком языка. Делайте это вместе. Потом обязательно отметьте, что зубки малыша, безусловно, получились чище.
  • «Пароходик». Это упражнение предназначено для тренировки одной из самых проблемных зон речевого аппарата дошколят — задней спинки языка. Нужно зажать кончик языка зубами и не выпускать его. Одновременно с этим нужно постараться как можно громче произнести звук «ы-ы-ы-ы-ы». Получится очень похоже на гудок теплохода.

Карточки

Они понадобятся для многих упражнений. Но в большей степени для динамических. Картинки для занятий можно нарисовать самостоятельно или распечатать из интернета. Вот несколько упражнений с карточками.

  • «Жуки». Показывайте карточку с жуками, читая потешку: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке посижу, погляжу, покажу, детям сказку расскажу». В конце вместе с ребенком повторяется «жу-жу-жу».

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду: картотека воспитателю

Как показывает статистика, практически у половины детей дошкольного возраста существуют проблемы с произношением звуков. Работа над исправлением подобных недостатков ведется как штатным логопедом, так и воспитателем. Причем воспитатель общается и занимается с детьми значительно больше времени, поэтому именно у него больше возможностей улучшить речь малышей, сделать ее «чище» и понятнее для окружающих, устранить нарушения звукопроизношения. Одна из форм работы в этом направлении — артикуляционная гимнастика.

Суть артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков. Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка.

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Картотека артикуляционной гимнастики

Дети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения быстро и уверенно, хорошо справляются с различными статическими играми.

Игры для губ

Цель таких игр в развитии артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики. Каждое действие нужно выполнять по 10 – 12 раз.

Трубочка

Воспитатель предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.

Окошко

Воспитатель декламирует стишок:

Приоткройте рот немножко,

Губки сделайте «окошком».

Дети должны раздвинуть и слегка вытянуть вперед губы так, чтобы они приняли форму квадрата.

Зубки все в рядок стоят,

Все в окошечко глядят.

Дети удерживают губы в такой позиции до тех пор, пока воспитатель договорит стихотворение до конца. Затем расслабляют их.

Бублик

Перед выполнением упражнения воспитатель просит детей отгадать загадку:

Но его сама не съем.

А раздам ребятам всем.

Когда дети произнесут отгадку «бублик», воспитатель предлагает детям изобразить бублик губами. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой», а затем округлить их. При этом надо стараться держать их таким образом, чтобы были видны зубы (зубы должны быть сжатыми). В таком положении следует досчитать до 5 и расслабиться.

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Игры для щек

Цель игр — укреплять мышцы щек.

Шарик

Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.

После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.

Хомячок

Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот.

Надувает хомяк щечки,

Зерно держит он в мешочках.

Щечки мы надуем тоже,

Вместе хомячку поможем.

Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.

Игры для выработки правильного произношения звуков

Барабанщик

Цель: отработка звука [д].

Читать еще:  Гимнастика для начинающих детей

Сначала воспитатель дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.

Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.

По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).

Парашют

Цель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и звуков [р], [р’].

Сначала можно загадать загадку:

Спрыгнул с вертолета вниз —

На цветке большом повис.

Как земли коснешься,

То цветок свернется.

Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.

Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.

Комарик

Цель: отработка произношения звука [з].

Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:

Вдруг откуда-то летит

И в руках его горит

Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.

Молоток

Цель: подготовка к произношению звука [р].

Сначала дети должны отгадать загадку:

Инструмент в хозяйстве нужен.

Очень он с гвоздями дружен.

Им я гвозди забиваю.

Папу с мамой забавляю.

Затем им предлагается постучать языком как молоточком. Для этого нужно открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.

Футбол

Цель: отработка создания воздушной струи, необходимой для произношения свистящих звуков.

Перед началом игры можно спросить у детей, кто любит играть в футбол. Дети должны вспомнить, в чем заключается суть игры.

Затем воспитатель предлагает попробовать забить мяч в ворота с помощью языка. На столе устанавливаются маленькие ворота (можно сделать их из конструктора), в роли мяча будет ватный шарик.

Дети должны открыть рот и высунуть язык. У языка нужно приподнять боковые края (нельзя складывать язык в «трубочку»). Теперь следует попытаться сдвинуть «мячик» сильно подув на него.

Артикуляционная гимнастика очень важна для постановки правильного произношения у ребенка. Для повышения эффективности таких занятий рекомендуется проводить предварительную диагностику по выявлению дефектов речи у ребенка. Это поможет правильно выбрать комплекс упражнений из всех представленных в картотеке артикуляционной гимнастики. Эти упражнения можно использовать не только с детьми старшего возраста (пяти-шести лет), но и другого: младше или старше, в зависимости от рекомендаций логопеда.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Комплекс артикуляционной гимнастики в старшей группе детям 5-6 лет

Далеко не каждому ребенку удается без каких-либо затруднений освоить разговорную речь, четко и внятно выговаривать звуки по своему возрасту. Проблема произношения кроется в особенностях развития органов речевого аппарата, ведь формирование речи происходит вместе с развитием мышц языка. Ребенок учится контролировать свои связки и следить за дыханием, а также правильно складывать губы.

Для устранения возможных проблем и нужна артикуляторная гимнастика, которая представлена большим комплексом упражнений для каждого из органов речевого аппарата. Благодаря этим упражнениям органы правильно развиваются, что помогает ребенку в освоении речевых навыков.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Что такое артикуляционная гимнастика

Упражнения по артикуляции необходимы для того, чтобы препятствовать неправильному развитию органов речевого аппарата. У детей, возраст которых составляет 2-4 года, гимнастика выполняет профилактическую функцию, а дошкольникам 6-7 лет она необходима для исправления дефектов, которые уже успели образоваться.

Обратите внимание! Принцип такой зарядки заключается в том, чтобы отработать речь посредством тренировки каждого элемента артикуляционного аппарата, а также достичь его гибкости и живости.

Суть артикуляционной гимнастики детям 6-7 лет

Дошкольникам такого возраста придутся по душе занятия, в процессе которых нужно использовать различные предметы и продукты. Можно предложить ребенку втягивать ртом спагетти, предварительно сложив губы в трубочку. С помощью съедобной соломки также можно изобразить человека с усами, положив ее на верхнюю губу и подняв к носу. Малыш должен на протяжении определенного времени удерживать соломинку.

Для занятий артикуляционными упражнениями с детьми пяти-шести лет опытные педагоги рекомендуют использовать изображения. Это объясняется тем, что дошкольники лучше воспринимают информацию в игровой форме.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой

Первым делом нужно, чтобы дошкольник внимательно изучил основные положения языка и губ. Логопеды образовательного учреждения на начальном этапе занятий предлагают детям изучить «Сказку о веселом язычке», при этом все упражнения должны быть выполнены не менее 3-5 раз.

Обратите внимание! Далее следует приступать к остальным упражнениям, каждое из которых ребенок должен повторить 6-7 раз (для удобства и большей эффективности желательно предварительно подготовить карточки с иллюстрациями — символикой упражнений).

Упражнения для артикуляционной гимнастики в старшей группе ДОУ

Если к зарядке по артикуляции привязать не только возраст малыша, но и те части речевого аппарата, которым необходимо обеспечить нагрузку или расслабление, ее эффективность повысится в несколько раз. Квалифицированные специалисты рекомендуют придерживаться списка, который был сформирован по принципу группировки мышц и их активации.

Выполнение артикуляторной гимнастики в детском саду

Упражнения для губ

Дошкольник должен попеременно чередовать широкую улыбку с вытягиванием губ в «трубочку», а также раскрывать рот и втягивать губы внутрь таким образом, чтобы они прятали под собой зубы.

Важно! Логопеды часто прибегают к таким эффективным упражнениям, когда ребенок заводит верхнюю губу под нижние зубы, демонстрируя своеобразный оскал.

Упражнения для губ и щек

Для тренировки губ и щек малышу нужно предложить попеременно надувать и сдувать щеки, а также играть с мыльными пузырями, выдувая их в трубочку. После чего дошкольник может надуть «хомячьи» щеки и похлопать по ним своими ладошками. На заключительном этапе щеки должны быть втянуты так сильно, чтобы губы вытянулись и сложились, как у рыбки.

Упражнения для языка

Для развития мышц языка следует его кончиком облизывать губы сначала по направлению часовой стрелки, а потом против. Далее из языка следует сделать «чашечку» во рту, после чего постараться высунуть ее полностью наружу. Кроме этого, ребенок должен поочередно поднимать и опускать кончик языка к нижней челюсти и верхнему небу.

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков

Для того чтобы малыш научился произносить свистящие звуки, специалисты составили комплекс точных и сложных движений языком, которые выполняются его кончиком. К популярным движениям относятся следующие:

Целью «Улыбочки» является развитие круговых мышц губ, которые следует растягивать в улыбке, показывая сомкнутые зубы. Во время выполнения «Заборчика» развивается способность держать зубы сжатыми для совершенствования круговых мышц губ. Что касается «Лопатки», то здесь мышцы языка расслабляются и удерживаются в таком положении не менее 2-4 минут.

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Ежедневная дыхательная зарядка необходима для того, чтобы у детей вырабатывалось правильное речевое дыхание, ведь именно с помощью постепенного и удлиненного дыхания образуется запас воздуха, позволяющий произносить различные по длине отрезки. Зарядка на развитие правильного дыхания включает в себя «Насос», в процессе которого выполняется продолжительный сильный выдох с одновременным длительным произношением звука «с-с-с».

Еще одним эффективным занятием является «Ворона», в процессе выполнения которой дошкольники должны сесть и опустить руки вдоль туловища. Далее руки следует медленно поднимать и опускать, имитируя полет вороны, при этом произнося слово «кар!».

Обратите внимание! В декабре месяце можно выводить детей на улицу и заниматься с ними на свежем воздухе.

Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями

При составлении картотеки педагоги должны придерживаться нескольких основных правил. Они представлены следующим:

  • все занятия должны быть объединены в блоки, состоящие из заданий на речевое дыхание и отдельные органы артикуляционного аппарата;
  • воспитатель в детском саду ведет тщательный подбор отдельных заданий, после чего оформляет их на карточках и каждый раз перед зарядкой берет набор иллюстраций для того, чтобы решить ту или иную конкретную цель;
  • отдельное внимание следует уделять занятиям на отработку звуков и сгруппировать их по принципу выбора видеороликов для работы с детьми.

Обратите внимание! Составлять картотеку должен педагог, учитывая принцип удобства преподавания, поскольку все содержательные компоненты того или иного комплекса должны соответствовать целям и основным задачам занятий с детьми 6-7 лет.

Рекомендации для родителей при проведении занятий по артикуляции

Родители ни в коем случае не должны принуждать ребенка к занятиям, угрожать ему или навязывать необходимость уроков. Чтобы речевая гимнастика для детей 5-6 лет была эффективной и интересной, им необходимо показывать иллюстрации животных или цветов, распустившихся весной на улице. Продолжительность каждого упражнения должна составлять не более 5 минут, а начинать урок желательно с элементарных заданий, постепенно переходя к сложным.

Дополнительные рекомендации по артикуляции для родителей

Учитывая все эти правила и рекомендации, эффект от регулярных занятий будет достигнут в короткие сроки. Дошкольник научится правильно выговаривать звуки, отработает свое дыхание и спокойно сможет ходить в школу.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector